Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Католическая церковь |
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (лат. Ecclesia Catholica) — àЦерковь, основанная и возглавляемая àИисусом Христом, которую Он предназначил всему человечеству ради его àспасения и в которой присутствует вся полнота средств спасения (правильное и полное исповедание веры, совершение всех церк. àтаинств, священническое служение по рукоположению согласно àапост. преемству). Иисус Христос управляет К.Ц. через àПапу Римского и àепископов, находящихся в канон. общении с ним (поэтому К.Ц. иногда называется Римско-Католической).
Слово «католическая» происходит от греч. прилагательного àκαθολική («всеобъемлющая», «всецелая», «вселенская», «всеобщая»), уже в древности обозначавшего один из важнейших атрибутов Христовой Церкви àкафоличность). Церковь называется католической (кафолической), потому что в ней присутствует вся полнота средств спасения, а также потому, что по воле своего Основателя она призвана распространиться по всей земле (ср. Мф 28, 19–20), чтобы «объединить все человечество... под Главой Христом в единстве Его Духа» (LG 13).
Первоначальная К.Ц. существовала в общине àапостолов. Епископы, управляющие К.Ц., являются преемниками апостолов. Ап. àПетру Иисус Христос доверил особую роль — быть основанием и пастырем всей Церкви (ср. Мф 16, 18–19; Ин 21, 15–17). Служение Петра продолжают его преемники — епископы Рима (Римские папы). После àразделения Церквей название «Католическая» закрепилось за Церковью, сохранившей единство с Папой Римским.
Распространенная по всему миру, К.Ц. представляет собой единый интернац. организм, объединяющий граждан различных гос-в. Организационное единство К.Ц. относится только к рел. вопросам: одним из принципов катол. морали является лояльность и уважение к гос. власти в своей стране, соблюдение ее законов, если они не противоречат моральным нормам, забота о благополучии и развитии своего народа и своей страны.
В полном общении с К.Ц. находятся те, кто связан с Иисусом Христом исповеданием общей веры, принятием таинств и узами церк. управления (LG 14; CIC 205). Но и все прочие крещеные христиане, даже если они не исповедуют веру К.Ц. в ее целости или не сохраняют единство общения с Папой Римским, находятся в некотором общении с К.Ц., хотя и неполном (LG 15; UR 3). К.Ц. присутствует в каждой àотдельной Церкви — общине христиан, пребывающих в общении веры и таинств со своим епископом (ККЦ 833; ср. IIàВатиканский собор, декрет Christus Dominus 11; CIC 368–369); отд. Церкви являются полностью католическими через общение с одной из них — Церковью Рима (ККЦ 834).
Вероучение К.Ц. основывается на Божественном àОткровении, т.е. на тех истинах, которые Сам Бог открыл àюдям ради их спасения. Вероучение К.Ц. касается таких тем, как формы Божественного Откровения и его передачи, существование и атрибуты Бога, сотворение мира, человек (в т.ч. его окончательная участь), àпервородный грех, история спасения, Иисус Христос, Церковь, таинства, дух. жизнь, нравственность, святые, Дева àМария.
Божественное Откровение осуществляется разными способами. Так, гармония и величие Вселенной свидетельствуют о существовании высшего Разума, все сотворившего. Кроме того, Бог говорит с человеком в глубине человеч. сердца, в частности через совесть, позволяющую познавать принципы нравственности. Но наиболее полным и недвусмысленным образом Бог открылся в сверхъестественном Откровении, которое было сообщено через проповедь определенных людей, посланных Богом àпророков), а также через определенные ист. события, в которых проявилось особое участие Бога. Божественное Откровение достигло наибольшей полноты в проповеди и деяниях Иисуса Христа, Который повелел Своим ученикам, т.е. Церкви, проповедовать Его учение среди всех народов.
Непрерывная передача Откровения от одного поколения христиан к другому посредством проповеди, богослужебных действий, текстов àмолитв, àкатехизации, рел. воспитания, церк. àискусства, богосл. сочинений и т.д. называется церк. àПреданием. Св. Писание, àБиблия, состоит из книг àВетхого Завета и àНового Завета. Тексты Св. Писания созданы по вдохновению, ниспосланному Богом, поэтому они называются богодухновенными àбогодухновенность Св. Писания). Предание и Писание не представляют двух независимых источников вероучения, т.к. восходят к единому Божественному Откровению. Для постижения Откровения важно не только Писание, но и Предание: во-первых, Предание гарантирует от произвола при толковании текстов Писания; во-вторых, Предание содержит сведения о том, какие именно книги входят в Св. Писание, т.е. являются богодухновенными.
В ходе истории Церковь приходит ко все более глубокому осознанию Откровения. Время от времени церк. свящ. àвласть в лице Папы Римского или же епископов, собравшихся на àВселенский собор, официально провозглашает некоторое положение как истину веры (àдогмат), обязательную для признания всей К.Ц. Новые догматы не придумываются Церковью, а лишь раскрывают в явном виде то, что уже подразумевается в Писании и Предании. Св. Дух, обитающий в Церкви, предохраняет ее от возможных ошибок как в вере в Откровение, так и в его провозглашении, передаче и истолковании: т.о., Церковь имеет от Бога дар àбезошибочности в суждениях, касающихся веры и нравственности и вытекающих из Божественного Откровения. Этот дар принадлежит не только Церкви в целом, но и ее видимому главе — Папе Римскому àбезошибочность Папы Римского), а также àколлегии епископов в единстве с Папой, если они, объединенные на Вселенском соборе, провозглашают к.-л. учение как обязательное для Церкви или же, рассеянные по всей земле, сходятся в том, что это учение является таковым (ср. LG 25).
Согласно катол. вере, мир создан всемогущим Богом, Который безраздельно управляет им по Божественному àПровидению. Бог настолько превосходит творение, что Его сущность остается тайной для человека. Бог вездесущ, вечен, всеведущ, абсолютно справедлив и в то же время бесконечно милосерден: Бог есть любовь. Он един в трех Лицах àипостасях), называемых Отцом, Сыном и Св. Духом (àТроица). Лица Троицы единодушно участвуют в каждом действии Бога вовне (ad extra). Они отличаются отношениями друг к другу: Отец рождает Сына, Св. Дух исходит от Отца и Сына; при этом Отец является источником всей Троицы, единственным началом Сына и Св. Духа. Полнота Божественной жизни проявляется в постоянном общении любви между Лицами Троицы.
Мир, будучи творением абсолютно благого Бога, сам благ. Творение включает материальный мир и àангелов — полностью дух. существ, посредников между Богом и материальным миром. Из всех творений особым сходством с Богом наделен человек, которому Бог дал во владение всю землю. Человек был сотворен для блаженной жизни в совершенном общении с Богом, однако первые люди злоупотребили своей свободой — нарушили запрет, данный Богом, и тем самым совершили первородный грех. Это произошло в результате àискушения со стороны àдьявола — ангела, отпавшего от Бога и ставшего Его врагом. Следствием первородного греха стали все страдания и несчастья, выпадающие на долю людей, включая неизбежность смерти. К первородному греху добавились и др. грехи, еще ухудшившие положение человека. От рабства греху человек не может спастись собственными силами; для этого необходима особая Божественная помощь — àблагодать, которую Бог дает независимо от к.-л. заслуг со стороны человека.
Вся человеч. история — это история спасения человечества Богом. Среди этапов истории спасения особое место занимает избрание Богом одного народа (àИзраиль), с которым Он заключил союз (àзавет), обещав Свое покровительство при условии верности Ему и исполнения Его заповедей. Однако израил. народ часто нарушал данные Богом заповеди, в результате чего терпел поражения от др. народов. Израильские пророки предсказывали, что остаток израил. народа все-таки уцелеет и что придет àМессия, который спасет его.
Этим Мессией, или Христом, стал Сам Бог Сын, принявший человеческую природу, родившийся от Девы Марии и сделавшийся человеком Иисусом àВоплощение). Иисус, т.о., является и истинным Богом, и истинным человеком (àипостасное единство), благодаря чему Он смог вновь примирить людей с Богом. Во время Своей земной жизни Иисус проповедовал близкое наступление àЦарства Божьего и в знак его приближения чудесным образом исцелял людей, прощал им грехи, изгонял злых духов. Иисус был безвинно осужден и умер на кресте; тем самым Он принес жертву ради спасения всех людей. Однако после смерти Иисус воскрес и вознесся на небеса к Богу Отцу (àвоскресение Иисуса Христа, àвознесение Господне). Своей жизнью, смертью и воскресением из мертвых Иисус Христос совершил àискупление человечества — освободил его от власти греха и смерти.
Иисус Христос доверил Своим ученикам-апостолам проповедовать Его учение, совершать таинства и т.о. распространять по всей земле принесенное Им спасение. Иисус также послал апостолам Св. Духа как помощника в их миссии (àПятидесятница). Т.о., Церковь — реальность и Божественная, и человеческая. Церковь состоит из людей, которые, как и все люди, слабы и грешны. В то же время она свята, потому что силой Св. Духа преображает этих людей и мир в целом. Посредством Церкви Бог зримо присутствует в мире и люди приобщаются к Божественной жизни. Св. Дух связывает людей, принадлежащих к различным нациям, расам, культурам в новый народ Божий — Церковь. Она называется àМистическим Телом Христовым: как органы тела различным образом служат друг другу и всему телу, так и каждый верующий в соответствии со своим особым àпризванием, данным ему от Бога, выполняет определенное служение в отношении др. верующих и всей Церкви, тем самым участвуя в служении Самого Христа.
Освящая мир, Церковь совершает богослужебные действия, важнейшими из которых являются таинства — видимые знаки невидимой благодати Божьей: àкрещение, àмиропомазание, àЕвхаристия, àпокаяние и примирение àисповедь), àелеосвящение (елеопомазание больных), àсвященство и àбрак. Каждое из таинств установил Сам Иисус Христос. Центр всей богослужебной жизни Церкви — таинство Евхаристии, в котором Иисус Христос присутствует телесным образом: хлеб и вино, не меняя своих видимых свойств, в то же время становятся Телом и Кровью Иисуса Христа; при этом в каждой частице хлеба и вина присутствует весь Иисус Христос. Поэтому при совершении Евхаристии верующие телесно приобщаются к Самому Христу.
Спасительная благодать, присутствующая в Церкви, преображает жизнь человека, делая из него ученика Христова. В основе христ. жизни лежит молитва — диалог между Богом и человеком, их общение в любви. В молитве христианин приучается согласовывать свою волю с волей Божьей. В то же время молитва должна быть неотделима от любви к ближним. Для христианина ближний — это любой человек, независимо от его расы, религии, национальности; Христос проповедовал любовь даже к врагам. Он требовал от Своих последователей не только формального выполнения нравственных предписаний, но и соответствующей внутр. направленности души (àобращение). Образцом любви к ближнему является земная жизнь Самого Иисуса, заботившегося о бедных, больных и даже о грешниках, завершившаяся добровольной смертью ради спасения всех людей.
Большое воздействие на человеч. судьбы оказывают ангелы. Каждый человек имеет своего àангела-хранителя. Кроме верных Богу ангелов существуют и ангелы, отпавшие от Бога — демоны. Они пытаются вредить людям и влекут их на путь бунта против Бога. Однако Бог не позволяет, чтобы искушения, посылаемые демонами, превозмогли человеч. силы, и дает достаточно благодати, чтобы человек смог их преодолеть.
Спасение достигнет своей полноты в конце времен, когда Сам Иисус вновь придет на Землю, воскресит всех мертвых в единстве их душ и тел àвоскресение мертвых) и будет судить их по их делам (àСтрашный суд). Т.о., физическая смерть не является концом человеч. жизни. После смерти душа человека либо возносится в àрай, либо низвергается в àад, либо временно отправляется в àчистилище. Рай — это состояние тех, кто обрел способность совершенной любви, кто окончательно освободился от привязанности к самому себе, кто способен к полной самоотдаче ради ближнего и тем самым достиг наиболее полного уподобления Христу, Который, будучи Божьим Сыном, стал человеком и принял смерть ради спасения людей. Человек создан именно для райского состояния, представляющего собой совершенное счастье, в котором ангелы и святые постоянно и непосредственно созерцают Бога — источник всякого блага — и участвуют в Божественной любви, связывающей Лица Троицы. Чистилище — это состояние тех, кто не владеет совершенной способностью любить и должен еще пройти путь дух. очищения для полного общения с Богом и со святыми. Ад — это состояние крайнего одиночества, абсолютного отсутствия любви к ближним и к Богу. Такое состояние называется вечным наказанием. Оно не желаемо Богом, а вызвано свободным выбором человека, который отрекается от Бога и тем самым навеки утрачивает возможность общения с Ним и с Его святыми.
Церковь, как одна большая семья, состоит из трех частей: на земле, в чистилище и в раю. Святые в раю, находящиеся в непосредственной близости к Богу, постоянно молятся Ему за всю Церковь и всех людей, содействуя их спасению àобщение святых). Среди святых исключительное положение занимает Дева Мария. Мария — образец совершенной веры: когда ангел возвестил Марии, что Она станет Матерью Сына Божьего àБлаговещение), Мария ответила полным согласием Своей воли с волей Божьей. Т.к. Иисус — и человек, и Бог, Мария справедливо именуется àБогородицей. Будучи Матерью Христа, Мария одновременно Мать всех христиан, т.е. Мать Церкви. Ради спасительной миссии Иисуса Христа Бог наделил Марию единственной в своем роде святостью с первых дней Ее жизни àНепорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии). Окончив Свою земную жизнь, Дева Мария достигла полного единения с Богом: Она была принята Богом на небо в единстве Ее тела и души àУспение Пресвятой Богородицы). Догматы об Успении и о Непорочном Зачатии Пресв. Девы Марии подчеркивают Ее уникальное единство с Богом как Матери Иисуса Христа, существующее с момента зачатия и не прерванное смертью.
Устройство К.Ц. Среди разнообразных служений, выполняемых верующими в Церкви, особое место занимает иерархическое служение àиерархия церковная), представляющее на земле Христа как Главу Церкви и включающее совершение богослужебных действий, проповедь христ. вероучения и управление Церковью. Иерархическое служение совершается епископами, àсвященниками (пресвитерами) и àдиаконами. Осн. место в церк. иерархии занимают епископы. Пресвитеры и диаконы являются их помощниками и заместителями в исполнении отд. епископских функций. Вступление в церк. иерархию происходит в результате таинства священства. Члены церк. иерархии составляют àклир (духовенство); пр. верующие называются àмирянами.
Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в К.Ц. обладает Папа Римский (CIC 331–335). Совещательными органами при Папе Римском являются àколлегия кардиналов и àсинод епископов (CIC 342–348). Адм. аппарат, помогающий Папе Римскому осуществлять его служение, носит название àРимской курии, в состав которой входят àГос. секретариат, àконгрегации римские, суды и др. учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с Рим. курией носит название àАпостольского Престола, или Св. Престола. Апост. Престол является субъектом междунар. права. Представителями Апост. Престола при правительствах гос-в и междунар. организаций являются àнунции и апост. делегаты.
Второй высшей инстанцией власти в К.Ц. является коллегия епископов, которая осуществляет свое служение под руководством Папы Римского (CIC 339). Епископская коллегиальность в руководстве Церковью выражается в собраниях епископов того или иного региона (епископских синодах) и Вселенских соборах, представляющих всю К.Ц.
К.Ц. состоит из отд. Церквей, представляющих собой àепархии или приравненные к ним àтерриториальные прелатуры, àтерриториальные аббатства, апост. àвикариаты, апост. àпрефектуры, апост. àадминистратуры, воен. àординариаты, а в àВост. Католических Церквях — также àэкзархаты. Во главе отд. Церкви стоит епарх. епископ или, соответственно, апост. викарий, апост. префект, апост. администратор и т.д. В обширных и густонаселенных епархиях епарх. епископу могут оказывать помощь епископы-коадъюторы и епископы-помощники.
Неск. епархий могут составлять àмитрополию (церк. провинцию); во главе ее стоит епископ, имеющий ранг àмитрополита (CIC 431–432). В некоторых странах (Италия, Бразилия, США и др.) митрополии объединяются в церк. регионы (CIC 433). В большинстве гос-в катол. àепископат образует àконференцию епископов, которая наделена правом решать мн. вопросы, касающиеся К.Ц. в данной стране.
Большинство католиков всего мира принадлежат к àлатинскому обряду. Кроме того, в К.Ц. входят Вост. Католические Церкви, имеющие статус Церквей àsui iuris. Они принадлежат к одной из пяти обрядовых традиций: александрийской, антиохийской, византийской, халдейской и армянской. Эти Церкви имеют особое канон. право, собственную иерархическую структуру во главе с àпатриархом или àверховным архиепископом, но при этом находятся в общении с Папой Римским и организационно ему подчинены.
Основу отд. Церкви составляет àприход, территориальный или персональный (напр., войсковые приходы). Епископ доверяет пастырскую заботу о прихожанах прихода священнику — приходскому àнастоятелю. Настоятель может иметь одного или неск. помощников — àвикариев, также из числа священников. Иногда приходы объединяются во вспомогательные структуры — àдеканаты (окружные викариаты).
Отд. группу верующих в К.Ц. составляют клирики и миряне, которые посредством принесения обетов или взятия на себя др. священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и, соответственно, принимают на себя особое служение в народе Божьем. Они образуют àинституты посвященной Богу жизни (в т.ч. монаш. àордена и àконгрегации), а также àобщества апост. жизни. Их статус не относится к иерархическому строю Церкви (CIC 207 § 2), хотя они имеют особые управляющие и территориальные структуры и в некоторых случаях подчиняются не епарх. епископам, а непосредственно Папе Римскому.
Богослужебная практика К.Ц. — см. ст. àбогослужение, àкульт, àлитургия, а также статьи, посвященные отд. обрядовым действиям.
Мораль К.Ц. основывается на всеобщем нравственном àзаконе, который является объективным и не меняется со временем, поскольку принадлежит самой природе человека как разумного существа, сотворенного Богом. Добровольное и сознательное нарушение нравственных норм является àгрехом — поступком, объективно отдаляющим человека от Бога.
ВЗ содержит несколько сотен запрещающих и предписывающих норм, составляющих т.н. иуд. закон. Помимо собственно нравственных норм, он включает ритуальные нормы и гражданские законы древнего царства Израиля. Основой в.-з. закона является àДекалог (десять заповедей: Исх 20, 2–17; Втор 5, 6–21), весьма значимый и для христ. морали. Гл. принцип этического учения Иисуса Христа — любовь к Богу и ближнему, причем подлинная любовь к Богу рассматривается как неотделимая от любви к ближнему, которым для христианина является каждый человек. Под любовью к нему подразумевается не просто желание ему блага, а соответствующие поступки. Иисус толковал в.-з. заповеди расширительно, согласно их духу, а не только букве: напр., заповедь «не убивай» Он понимал не только как запрет убийства как такового, но даже гневного слова (ср. Мф 5, 21–22). Согласно Иисусу, не все заповеди одинаково важны: так, ритуальные предписания менее важны, чем выполнение обязанностей по отношению к ближним.
Согласно катол. морали, человек должен не только совершать определенные предписанные ему поступки, но и заботиться о формировании à добродетелей, т.е. постоянных, устойчивых черт характера, связанных со способностью к совершению благих дел. Все добродетели — результат воздействия Бога (ср. Прем 8, 7), но их формирование требует усилий и со стороны самого человека, определенных навыков, достигаемых путем повторяющихся упражнений. К осн. (кардинальным) добродетелям относят благоразумие, справедливость, умеренность, мужество. Важной христ. добродетелью является смирение, связанное со справедливой оценкой самого себя и пониманием того, что все человеч. заслуги в конечном итоге — дары от Бога. Смирение противоположно пороку гордыни — безудержному стремлению к самопревознесению.
Христ. этическое учение произвело реальное преображение в человеч. обществе: характерное для совр. цивилизации уважение к правам человека и общечеловеч. ценностям — во многом итог развития принципов христ. морали, в конце концов получивших признание даже среди нехристиан.
К.Ц. всегда отстаивала высочайшее достоинство каждого человека независимо от его эконом. и социального положения, национальности, цвета кожи, гражданства, образования, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого из них Христос отдал Свою жизнь. Исчезновению ин-та рабства в ср.-век. Европе во многом способствовали именно христ. идеалы. Начиная с эпохи àВеликих географических открытий Римские папы неизменно выступали против порабощения жителей колонизируемых терр. и подчеркивали, что обращение в христианство не должно осуществляться насильственными методами. Большая роль в борьбе с нац. и расовой дискриминацией принадлежала катол. миссионерам, добившимся, напр., установления более человечных законов в отношении индейцев, проживавших в исп. колониях в Америке. Большую роль католичество сыграло и в утверждении прав женщины. Отношение Иисуса Христа к женщинам было более уважительным, чем это предписывалось законоучителю иуд. обычаями того времени; образ Девы Марии — первой среди святых — высоко поднял достоинство женщины в глазах христиан.
Традиционным для катол. морали является и миротворчество (ср. Мф 5, 9). Так, Папа àЛев I Великий потратил много усилий и денежных средств, чтобы остановить Аттилу, вождя гуннов, у ворот Рима. Во время феодальных междоусобиц X–XI вв. под влиянием Церкви на местах организовывались «союзы Божьего мира», направленные на предотвращение вооруженной борьбы между христианами. Во время вооруженных конфликтов Церковь часто призывает воюющие стороны к переговорам и выполняет функции посредника при этих переговорах.
Особое значение в деятельности Церкви получила забота о бедных и др. нуждающихся, включая больных, странников, заключенных. По словам Христа, всякий человек, помогающий нуждающемуся, помогает Самому Христу, а отвергающий нуждающегося отвергает Христа (ср. Мф 25, 31–46). Уже в ранней Церкви существовал ин-т àдиаконии, целью которого была материальная поддержка малоимущих христиан (вдов, сирот и др.). В Средние века практически вся организованная помощь бедным, старикам и больным находилась в ведении церк. структур — епархий, приходов, монастырей, братств; лишь в сравнительно недавнем прошлом она перешла в компетенцию гос-ва. Но традиция катол. àблаготворительности активно развивается и в наше время (в частности, в деятельности междунар. организации à«Каритас»); среди совр. подвижников катол. благотворительности — всемирно известная àТереза Калькуттская, основательница Конгр. миссионерок Божественной любви и лауреат Нобелевской премии мира.
Во все времена К.Ц. стремилась не только верно передавать учение Христа, но и применять его к живым вопросам современности. В XIX–XX вв. было разработано àсоциальное учение К.Ц., т.е. офиц. учение Церкви по вопросам, относящимся к социальной жизни. Первым документом социального учения К.Ц. стала энц. Папы àЛьва XIII àRerum novarum (1891), посвященная положению рабочих. Энц. категорически осудила безудержное стремление к наживе, приводящее к бесчеловечным последствиям, но вместе с тем отвергла социалистические методы обществ. преобразований. Появление этой энц. было подготовлено деятельностью катол. рабочих ассоциаций (катол. профсоюзов) и придала импульс их дальнейшему развитию. Последующие церк. документы уделяли внимание роли гос-ва в управлении об-вом и экономикой, праву работников на создание объединений, проблеме справедливой оплаты труда. Начиная с 1940-х документы социального учения К.Ц. рассматривали такие вопросы, как полит. и юридическая организация междунар. сооб-ва, соблюдение справедливости в междунар. эконом. политике, предотвращение войны. Начиная с 1970-х в центре внимания оказались проблемы растущего разрыва между богатыми и бедными странами, загрязнения окружающей среды, новых форм полит. и эконом. угнетения и т.д.
Социальное учение К.Ц. в свете христ. веры отвечает на вопросы, касающиеся обществ. порядка. Осн. принципы этого учения — уважение к человеч. достоинству и стремление к àобщему благу. Эконом. и социальная деятельность должны осуществляться исходя из нужд всех людей, а это значит, что каждый имеет право участвовать в принятии решений, которые его касаются. Нельзя жертвовать осн. правами личности и социальных групп во имя чьих-либо полит. и эконом. интересов. Собственность — гарантия человеч. достоинства, но при этом использование собственности должно принимать в расчет нужды неимущих людей. Труд играет огромную роль в жизни человека и об-ва, но человек не должен быть порабощен своим трудом: важно приспособить эконом. программы к нуждам человека, который должен иметь время на отдых, семейную, культ., обществ. и рел. жизнь.
Важным вопросом, находящимся в центре внимания К.Ц., является также этика семейных отношений. К.Ц. благословляет и защищает брак, утверждает его свящ. характер и нерасторжимость (ср. Мк 10, 9). Назначение семьи — стать сооб-вом, осн. на бескорыстной любви и взаимном уважении. Отстаивая нерасторжимость брака, К.Ц. призывает женатых людей быть до конца верными слову, данному друг другу. Повторный брак католика (при живом первом супруге) не исключает его из Церкви, но не позволяет ему приступать к таинству Евхаристии: этот брак уже нельзя освятить в Церкви.
Церковь считает, что призвание каждой семейной пары — давать жизнь. В то же время К.Ц. признает необходимость ответственного родительства и одобряет лишь àестественное планирование семьи, осн. на физиологических циклах женского организма. Кроме того, К.Ц. активно протестует против гос. политики àконтроля рождаемости.
Выступая за безусловное уважение к любой человеч. жизни, К.Ц. считает àаборты убийством и категорически их осуждает. Аналогично отношение Церкви к самоубийствам и к àэвтаназии. Церковь отвергает àклонирование человека как недопустимое с христ. точки зрения манипулирование человеч. жизнью.
Духовность К.Ц. Христ. дух. жизнь — это жизнь учеников Христа, постепенно преображающаяся под воздействием Божественной благодати. Человек при этом не остается пассивным, он должен деятельно сотрудничать с Богом.
Христ. дух. жизнь включает две стороны — àаскезу и мистический опыт. Аскеза — это человеч. усилия, направленные на более глубокое общение с Богом, а мистический опыт — ясное и непосредственное ощущение присутствия Бога. Важными традиционными элементами христ. дух. жизни являются молитва, àпост и служение ближнему.
Молитвы различаются по их цели (поклонение, благодарение, сокрушение о грехах, просьба) и бывают личными или общинными, могут произноситься вслух, выражаться пением, жестами (например, поклонами, преклонением колен, крестным знамением и т.д.) или совершаться незаметно и в молчании, могут задействовать в осн. мысль или чувства, быть импровизированными или использующими готовый написанный текст. Нередко в дух. практике применяется молитвенное размышление (или христ. медитация) на определенную тему, связанную с Богом и спасением, а также àсозерцание — сосредоточение души на присутствии Бога. Широкое распространение в К.Ц. получили àлитании — молитвы, состоящие из многократного повторения воззваний, подчиненного определенному ритму. Такое повторение может постепенно привести к глубокой внутр. молитве. В К.Ц. распространена практика àдуховных упражнений — упорядоченная система молитвенных размышлений и созерцательных молитв, продолжающихся в течение неск. дней, обычно под руководством опытного священника.
С IV в., а особенно в Средневековье распространенными формами христ. духовности стали àпаломничества, почитание свящ. изображений àиконопочитание), а также мощей (останков святых) и реликвий (предметов, связанных с жизнью Иисуса Христа или святых). Одна из наиболее почитаемых по сей день реликвий — àТуринская плащаница.
В Средние века возникли такие формы катол. дух. жизни, как размышления о событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии, ставшие важными составными частями молитвы àрозария и богослужения àКрестного пути. В Новое время распространились поклонение Святейшему Имени Иисуса и Святейшему Сердцу Иисуса, а также почитание Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии.
Христ. дух. жизнь имеет целью достижение святости, путь к которой связан с возрастанием в человеке сверхъестественных добродетелей — веры, надежды и любви. Важную роль в катол. духовности играет почитание святых, не только в качестве образцов для подражания, но и как заступников перед лицом Бога. Акт офиц. церк. признания к.-л. христианина святым называется àканонизацией. В первые века, когда христианство подвергалось гонениям в Рим. империи, идеалом святости было мученичество, т.е. принятие смерти за христ. веру: мученик тем самым участвовал в искупительной смерти Христа. Впоследствии возникли такжедругие типы святости: в числе почитаемых Церковью святых — выдающиеся аскеты, проповедники христ. учения, богословы, заботливые пастыри, благотворители, миротворцы, девы, сознательно выбравшие совершенное целомудрие и безбрачие в качестве своего посвящения Христу, и др.
Для Католической Церкви характерно огромное разнообразие типов духовности. Выбор того или иного из них зависит от культурно-ист. условий и индивидуальных склонностей верующего. Многие из этих типов духовности были разработаны внутри тех или иных ин-тов посвященной Богу жизни и об-в апост. жизни, а также катол. àдвижений.
Особый путь к совершенной христ. жизни принадлежит монашествующим, приносящим обеты целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания. Ин-ты монашествующих называются орденами или конгрегациями; каждый ин-т руководствуется собственным уставом. Осн. структурной единицей монаш. ин-та является монастырь, в котором монашествующие постоянно проживают под одним кровом. Эта совместная жизнь дополняется также совместной деятельностью монашествующих под началом их настоятеля согласно уставу ин-та. Монаш. ин-ты довольно разнообразны по своему устройству и задачам. В одних ин-тах монашествующие посвящают свою жизнь в осн. молитве (созерцательное монашество), в других же глубокая молитвенная жизнь сочетается с проповеднической и благотворительной деятельностью (деятельное монашество). Среди наиболее известных катол. монаш. ин-тов — ордена àбенедиктинцев (осн. в VI в. àБенедиктом), àфранцисканцев (или Орден меньших братьев, осн. в XIII в. àФранциском Ассизским), àдоминиканцев (или Орден проповедников, осн. в XIII в. àДомиником), àиезуитов (или Общество Иисуса, осн. в XVI в. àИгнатием Лойолой).
Помимо монашеских ин-тов в К.Ц. существуют т.н. секулярные ин-ты, отличающиеся от монашеских отсутствием совместной братской жизни, прежде всего потому, что их деятельность в Церкви требует не отречения от мира, как у монашествующих, а постоянного присутствия в миру. Кроме того, в К.Ц. существуют об-ва апост. жизни, члены которых, как правило, не приносят обетов, выражая принятие на себя уз целомудрия, бедности и послушания в к.-л. др. форме (одно из самых известных — Об-во àсалезианцев, осн. в XIX в. àИоанном Боско).
Помимо ин-тов посвященной Богу жизни и об-в апост. жизни К.Ц. также признает отшельнический образ жизни, посредством которого верующие, самым строгим образом удаляясь от мира, в уединенном молчании посвящают свою жизнь молитвам и покаянию. Из всех видов монашества именно отшельничество является самым древним: его появление восходит к III в. (общежительное монашество возникло в IV в.).
Признается К.Ц. и чин дев (возникший еще в IV в.), мистически обрученных с Христом и служащих Церкви тем или иным образом, в т.ч. в объединении друг с другом (чин дев следует отличать от женских монаш. ин-тов).
В К.Ц. существуют объединения верующих — мирян, священников, монашествующих, — стремящихся жить более глубокой христ. жизнью, более полно посвятить себя Богу в рамках определенного общего направления дух. жизни, общей àхаризмы. Эти объединения именуются катол. движениями. Большинство членов движения, как правило, составляют миряне. Во мн. катол. движениях могут участвовать также некатолики, хоть и без права занимать высшие руководящие посты. Катол. движения, как правило, допускают разные степени участия верующих в своей деятельности, вплоть до полного принятия обязательств целомудрия, бедности и послушания. Катол. движения отличает особая атмосфера, объединяющая их членов, — дух живого энтузиазма и творческой инициативы. Задачи движений чрезвычайно разнообразны; обычно они в большой степени связаны с личностью основателя. Среди наиболее известных катол. движений — à«Легион Марии», л«Неокатехуменат», à«Comunione e liberazione», à«Фоколяры», à«Вера и свет» и т.д.
История К.Ц. Уже вскоре после вознесения Христа апостолы начали распространять христ. веру за пределами Палестины, не только среди иудеев, но и среди др. народов. Этому способствовало постановление собора апостолов, состоявшегося в Иерусалиме в 1-й пол. I в. àИерусалимский собор): было решено не распространять обрядовые требования иуд. закона на новообращенных язычников (см. Деян 15, 1–31). Одним из инициаторов активной проповеди среди язычников стал ап. àПавел. К кон. I в. христ. общины были основаны в Греции, Малой Азии, Сев. Африке.
С сер. I в. существует христ. община Рима, основанная ап. Петром, который оставался ее епископом вплоть до своей мученической кончины во время àгонений на христиан со стороны имп. àНерона; в Риме претерпел мученичество и ап. Павел. Глава рим. христиан — Папа Римский, преемник ап. Петра — обладал особым авторитетом даже в отдаленных от Рима церк. общинах, о чем свидетельствуют, в частности, Первое послание к коринфянам Папы àКлимента I (кон. I в.) и требование (под угрозой отлучения) Папы àВиктора I (кон. II в.) к церк. общинам Малой Азии привести определение даты Пасхи в соответствие с правилами, принятыми в Риме. àИгнатий Антиохийский в нач. II в. назвал Рим. Церковь «первенствующей в любви» (Послание к римлянам 1, 1), а àИриней Лионский (кон. II в.) писал, что каждая Церковь должна согласовываться с Рим. Церковью, т.к. она всегда проповедовала учение апостолов (Против ересей 3, 3, 2).
В течение II в. христианство распространилось в городах практически всей Рим. империи: Италии, Галлии, Испании и др. По мере его распространения развивалась и церк. организация. Со 2-й пол. II в. епископы начали периодически собираться на синоды для обсуждения вопросов вероучения и церковно-правового устройства; с сер. III в. стали более или менее регулярно проводиться поместные соборы, где собирались епископы отд. провинций Рим. империи.
Уже во II в. появилась обширная христ. лит-ра (соч. àапост. мужей и раннехристианских àапологетов). К кон. II в. был в осн. определен канон. список книг НЗ (канон àМуратори). Во II–III вв. были созданы школы àкатехизаторов, наиболее известной из которых стала àАлександрийская богосл. школа.
Одновременно с ростом влияния христианства в империи усиливались организованные властями гонения на христиан. Последовательные репрессии были предприняты имп. àДецием в 250, а затем имп. àДиоклетианом в 303. Осн. причинами гонений были отвержение христианами языческих культов, в которых гос-во видело залог гражданской лояльности; распространенные в об-ве предрассудки в отношении христ. религии и нравов; активная проповедническая деятельность христиан.
С приходом к власти имп. àКонстантина I (313) Церковь получила свободу àМиланский эдикт) и преследования за исповедание христианства прекратились. Это придало новый импульс росту числа христиан, их участию в полит. жизни, строительству храмов.
Новое положение христиан в об-ве позволило им решать вопросы вероучения и церк. дисциплины на Вселенских соборах, представлявших всю К.Ц. Первые 8 Вселенских соборов (IV–IX вв.) созывались в вост. части Рим. империи вблизи от новой имперской столицы, Константинополя, и большая часть собиравшихся на них епископов была из вост. провинций империи. Однако эти соборы не считались Вселенскими, если в них не принимали участие представители Папы Римского и если он не утверждал их решений. В ряде случаев ортодокс. формулировка торжествовала на соборах именно благодаря авторитету Папы Римского. В IV–V вв. было в осн. чертах сформулировано христ. вероучение. Выдающиеся христ. мыслители, признанные впоследствии Отцами и Учителями Церкви, на основе понятийного аппарата античной философии разработали стройные богосл. системы, на мн. века предопределившие развитие христ. мысли.
Разработка догм. формулировок и офиц. провозглашение их на соборах были вызваны потребностями времени, наличием среди верующих серьезных разногласий по поводу веры, угрожавших единству Церкви. Первым из наиболее значимых гетеродокс. учений было ларианство, отрицавшее àединосущность Отца и Сына и, т.о., отвергавшее Божественную природу Иисуса Христа. Арианство было осуждено на I àНикейском соборе (325), хотя в дальнейшем оно получило поддержку некоторых императоров. Благодаря самоотверженной деятельности àАфанасия Великого, Папы àЮлия I, àАмвросия Медиоланского и др. в империи в конце концов победило ортодокс. вероучение. I àКонстантинопольский собор (381) подтвердил исповедание I Никейского собора и принял разработанное (в частности, àВасилием Великим) учение о Божественной природе Св. Духа. В V в. на Востоке появились новые гетеродокс. учения, касавшиеся природы Христа: àнесторианство, с критикой которого выступили àКирилл Александрийский и Папа àЦелестин I (осуждено на àЭфесском соборе 431), а затем àмонофизитство, которое критиковал Папа Лев I Великий, сформулировавший учение о соединении во Христе двух природ, Божественной и человеческой, принятое в качестве догмата на àХалкидонском соборе (451). Несмотря на соборное осуждение монофизитства, визант. императоры в целях компромисса с монофизитами приняли в качестве офиц. учения àГенотикон, что привело к первой схизме между Римом и Константинополем àАкакиева схизма). Твердая позиция епископов Рима в отстаивании ортодокс. вероучения стала одной из важнейших причин отказа визант. властей от Генотикона. Образцом ортодокс. учения была признана т.н. Формула Гормизда — краткое изложение веры, составленное Папой àГормиздом.
Наиболее влиятельным христ. мыслителем IV–V вв. на Западе стал àАвгустин, разработавший такие существенные для последующего зап. богословия темы, как необходимость благодати для спасения (против ереси àпелагианства).
Еще в III в. в Египте зародилось àмонашество, которое после окончания гонений стало важным фактором христ. жизни и нашло многочисл. последователей в различных частях империи, в т.ч. и на Западе àИероним, àМартин Турский и др.). Первоначальной формой монашества было отшельничество. Первый монаш. устав, написанный àПахомием, сочетал принципы отшельничества и киновии (общежительства). Устав же Василия Великого предполагал исключительно киновию и предписывал соединять созерцательный образ жизни с общественно полезной деятельностью. Это направление в монашестве стало преобладающим в течение Средних веков как на Востоке, так и на Западе, во многом ему следовал и устав св. Бенедикта.
В V в. началось Вел. переселение народов, которое разрушило Зап. Рим. империю и изменило карту Европы. На Западе в некоторых регионах частично, а в некоторых полностью были разрушены сформировавшиеся структуры К.Ц. После падения Зап. Рим. империи (476) на ее терр. утвердились новые варварские королевства, офиц. религией которых, за исключением королевства франков в Галлии, стало арианство. Крещение франкского короля àХлодвига и народа франков в К.Ц. во многом способствовало дальнейшему превращению франкского королевства в могущественнейшее гос-во Зап. Европы, ядро Зап. Рим. империи, восстановленной àКарлом Великим.
В связи с упадком адм. власти в Средние века на Западе епископам нередко приходилось выполнять в городах не только церк., но и гражданские функции управления, обороны, суда. Кроме того, варварское завоевание поставило перед Зап. Церковью задачу не только распространения христ. веры, но и сохранения античного культ. наследия. В ситуации наступившего хаоса образование стало почти исключительно делом Церкви. В ведении духовенства находились и науч. занятия, в частности написание первых ист. хроник народов Запада àГригорий Турский, àБеда Достопочтенный). В этих хрониках история европ. народов ставилась в контекст всеобщей истории спасения человечества. Большое влияние на формирование европ. цивилизации оказала бенедикт. монаш. традиция (бенедиктинцы). Бенедикт. àаббатства этой эпохи внесли важный вклад в экономику Средневековья; кроме того, они играли важную культ. роль: здесь были созданы àбиблиотеки К.Ц., школы, àскриптории, худож. мастерские.
С кон. VI в. начала реализовываться новая программа евангелизации Европы, вдохновителем которой стал Папа àГригорий I Великий, направивший в Англию миссию àАвгустина Кентерберийского. В VIII в. эта программа была продолжена, прежде всего Римскими папами àГригорием II и àГригорием III. Одновременно в Европе действовали ирл. монахи-миссионеры, часто совершавшие длительные путешествия, в ходе которых проповедовали христианство, в т.ч. в Великобритании и на континенте (одной из первых была миссия àКолумбана). В VII–IX вв. в результате деятельности миссионеров àАманд, àБонифаций, àВиллиброрд, àВиллибальд, àАнскар и др.) были христианизированы Германия, Фландрия, Каринтия, Дания.
Начавшееся усиление Византии в сер. VI в. в период правления имп. àЮстиниана I привело к тому, что ряд завоеванных ранее варварами терр. бывшей Рим. империи, в т.ч. Италия, были возвращены и присоединены к Византии. Однако в VII–VIII вв. отношения Апост. Престола с визант. императорской властью были осложнены. В сер. VII в. офиц. вероучением Византии стало àмонофелитство, фактически представлявшее собой разновидность монофизитства. Осудивший его на Римском соборе 649 Папа àМартин I был арестован и скончался на каторге. Мученически погиб и присутствовавший на Римском соборе визант. богослов àМаксим Исповедник. III àКонстантинопольский собор (680–681) полностью подтвердил правоту Мартина I и Максима Исповедника и осудил монофелитов.
В VIII в. в Византии гос. поддержку получило àиконоборчество. Из-за репрессий, проводившихся визант. правительством в отношении сторонников иконопочитания, многие греч. и сир. монахи бежали в Италию, на которую власть визант. императора в то время уже фактически не распространялась. Римские папы безоговорочно осудили иконоборчество, и их всемерная поддержка церк. искусства способствовала развитию живописи и скульптуры в Европе. В 787 иконоборчество было осуждено II àНикейским собором.
В VIII в. угроза захвата Рима со стороны àангобардов и ослабление связей Апост. Престола с Византией привели к союзу Римских пап с франкскими королями, благодаря которому произошло не только образование àЦерковного гос-ва и восстановление Зап. Римской империи, но и первое в эпоху Средневековья возрождение культуры àКаролингское возрождение).
В IX в. началась христианизация слав. народов, огромное значение в которой имела миссия àКирилла и Мефодия. Посвященный в архиеп. К.Ц. и назначенный папским легатом Мефодий пользовался неизменной поддержкой Римских пап àАдриана II и àИоанна VIII. Поддержку в Риме (у Папы àНиколая I) до этого нашел и незаконно смещенный в 858 Константиноп. патр. àИгнатий (назначение на его место àФотия стало причиной т.н. àФотиевой схизмы между Римом и Константинополем).
После распада империи àКаролингов в Европе в IX в. наступило время анархии, которую усугубили набеги норманнов, сарацин и венгров. Возрождение Европы и К.Ц. произошло благодаря имп. àОттону I и àКлюнийской реформе монашества. àОттоновское возрождение ознаменовало начало мощного и длительного подъема европ. цивилизации. Активно продолжалась христианизация Сев. и Центр. Европы, в результате которой были крещены Чехия, Польша, Венгрия и страны Скандинавского п-ова.
В XI в. началась вдохновленная аскетическими идеалами àГригорианская реформа, которая была направлена на восстановление канон. дисциплины духовенства и освобождение Церкви от влияния светской власти. Возглавляемая Римскими папами, реформа усилила влияние Апост. Престола, что вызвало противодействие со стороны герм. императоров и др. правителей: началась т.н. борьба за àинвеституру — право назначать епископов и аббатов. Идеологи Григорианской реформы видели в Папе не только руководителя Церкви, но и главу всего христ. мира, его высшего судью — в частности, верховного арбитра в спорах между светскими монархами. Наиболее близко к осуществлению этой идеи впоследствии подошел Папа àИннокентий III.
Одним из плодов Григорианской реформы стала более интенсивная дух. жизнь об-ва, что выразилось, в частности, в создании в кон. XI в. и в XII в. новых монашеских орденов с особенно строгой аскезой àцистерцианцы, àкартузианцы).
В 1054 произошло взаимное анафематствование Константинопольского патр. àМихаила Керулария и папского легата àГумберта Сильва-Кандидского, результатом чего стало разделение Церквей Востока и Запада. В дальнейшем за Зап. Церковью, сохранившей единство с Папой Римским, закрепилось название «К.Ц.», а за Восточной — «Православная Церковь».
С кон. XI в. начались попытки отвоевать захваченную арабами в VII–VIII вв. Св. Землю àкрестовые походы), а также Пиренейский п-ов àРеконкиста). Во времена первых крестовых походов возникли первые àрыцарские ордена (àтамплиеры, àиоанниты и др.).
В XII–XIII вв. в Зап. Европе широко распространились ереси, приверженцы которых отвергали К.Ц. àкатары, àвальденсы). Особенно много еретиков было на юге Франции, где их называли àальбигойцами. После более чем полувековых попыток покончить с ересью мирным путем Церковь объявила крестовый поход против еретиков (1208–44). В ходе борьбы с ересью был создан институт àинквизиции.
XIII в. был также отмечен возникновением àнищенствующих монаш. орденов — францисканцев и доминиканцев. Монахи этих орденов не вели обособленный образ жизни (как это было принято в монашестве прежде), а странствовали и проповедовали в миру, особенно в становившихся все более населенными городах. Еще одним новшеством было появление àтретьих орденов, состоящих из мирян, стремившихся к жизни по Евангелию, но при этом не уходивших в монастыри, а продолжавших свои обычные занятия в миру.
В Средние века К.Ц. создавала школы при монастырях и кафедр. соборах, а с XII–XIII вв. — àуниверситеты. Особую роль в развитии ун-тов играли Римские папы, открывавшие их в разных городах Европы. Большой вклад в ср.-век. науку внесли монахи нищенствующих орденов: в àПарижском и àОксфордском ун-тах преподавали àФома Аквинский, àБонавентура, àДунс Скот и др. Ср.-век. университетская àсхоластика активно развивала рациональные методы и использовала их при изучении богосл. вопросов. В XIII в. были созданы первые своды систематического богословия — суммы.
В XIV в. папская власть претерпела кризис, начавшийся с конфликта между укрепившейся королевской властью во Франции и Апост. Престолом. Дальнейшие отношения франц. монархии и папства вылились в àАвиньонское пленение пап (1305–77), а попытка Папы вернуться из Авиньона в Рим привела к àВеликой схизме (1378–1417), когда Европа оказалась расколотой на сторонников Римских пап и àантипап. В этих условиях получил распространение àконсилиаризм — учение, отстаивавшее превосходство Вселенских соборов над Римскими папами (в дальнейшем признано неортодоксальным). Схизма была преодолена на àКонстанцском соборе (1414–18).
На àФерраро-Флорентийском соборе была заключена àуния с Греч. Церковью (1439), однако судьба этой унии оказалась недолговечной: вернувшись в Византию, более половины епископов, поставивших свои подписи под договором об унии, отказались от них. Официально уния была расторгнута в 1454 после завоевания Константинополя турками. Тем не менее решения собора стали образцом для некоторых последующих уний, приведших к образованию Вост. Католических Церквей àБрестская уния 1596, àМукачево-Ужгородская уния 1646 и др.).
В эпоху àВозрождения увлечение античностью охватило мн. представителей К.Ц. Папа àПий II был знаменитым поэтом этой эпохи, Папа àАдриан VI — учителем мн. гуманистов, в т.ч. àЭразма Роттердамского. Ведущей фигурой ренессансной философии был кард. àНиколай Кузанский. Рим стал крупнейшим центром искусства и лит-ры. При Апост. Престоле работали величайшие художники: àЛеонардо да Винчи, àРафаэль, àМикеланджело и мн. др.
В XVI в. сложное переплетение церк., полит., общественно-эком. и культ. причин привело к àРеформации. Под действием пропаганды àЛютера и его последователей от К.Ц. отошли целые народы и страны (Сев. Германия, Англия, Шотландия, Нидерланды, сканд. страны). В ряде стран Реформация была отмечена рел. войнами. Переломным событием в борьбе против распространения àпротестантизма стал àТридентский собор (1545–63). Он сформулировал позицию К.Ц. по вопросам, оспаривавшимся протестантами, в т.ч. о àсвободе воли человека, роли добрых àдел для спасения души, составе книг Св. Писания, таинствах, существовании чистилища, почитании святых и т.д. Кроме того, собор разработал программу катол. реформы Церкви àКонтрреформация). Решения собора касались канон. дисциплины, образования духовенства, богослужения, просвещения мирян в вопросах вероучения, монаш. орденов и т.д. Важнейшую роль в возрождении К.Ц. сыграло основанное Игнатием Лойолой Об-во Иисуса. Иезуиты достигли больших успехов, в частности, в организации учебных заведений: иез. школы (в т.ч. àколлегии) давали лучшее для своего времени образование. В XVI в. были основаны и др. новые монаш. ин-ты: àтеатинцы, àкамиллианцы, àораторианцы и т.д. Катол. реформа вызвала и появление новых ответвлений существовавших прежде орденов àкапуцины, босые àкармелиты и др.).
Начавшаяся эпоха Вел. географических открытий способствовала дальнейшему распространению христианства. В лоно К.Ц. вошли мн. народы Америки, Африки и Азии. К.Ц. много сделала для просвещения этих народов, приобщения их к достижениям европ. науки и техники, формирования их письменной культуры, стремясь в то же время ограждать их от насилия завоевателей. Во мн. случаях катол. миссионеры и богословы способствовали выработке более гуманных и справедливых законов в отношении коренного населения (Б. де àЛас Касас, В. де àКирога, Ф. де àВитория). Ряд плодотворных миссион. инициатив, осуществленных иезуитами, опирался не на силы колониальной администрации, а на учет особенностей культуры христианизируемых народов и в этом отношении опередил свое время àИезуитов гос-во в Парагвае; христианизация Китая, проводившаяся М. àРиччи).
В XVI–XVIII вв. происходило усиление нац. европ. монархий, эволюционировавших в направлении àабсолютизма. Светская власть стремилась оказывать доминирующее влияние на К.Ц. внутри гос-ва àгалликанство, àфебронианство, àиосифизм). Обоснованием этих притязаний часто служила концепция, согласно которой королевская власть исходит непосредственно от Бога. Выдающиеся катол. богословы (Ф. àСуарес, àРоберт Беллармин) выступали с критикой этой концепции, защищая традиционную ср.-век. теорию, согласно которой монарх является лишь представителем народа. Тем самым катол. богословие внесло свой вклад в разработку концепции демокр. об-ва.
В XVII в. в рамках К.Ц. возникло новое дух. течение — àянсенизм, для которого был характерен чрезмерно ригористический подход к религии, в частности к таинствам Евхаристии и покаяния, что на практике вело к редкому участию в таинствах. В конечном итоге янсенизм был осужден Римскими папами, а его последователи отделились от К.Ц.
В XVIII в. в эпоху àПросвещения в образованных кругах распространились идеи о превосходстве разума, содержавшие резкую критику по отношению к рел. традиции, якобы полной предрассудков. Новое мировоззрение нашло свое отражение в гос. политике в виде т.н. просвещенного абсолютизма. Была проведена частичная àсекуляризация церк. земель, ограничены привилегии духовенства. В некоторых странах Европы (Австрия, Франция) созерцательные монаш. ордена были запрещены. Особое противодействие пр-ва европ. гос-в чинили монаш. орденам, непосредственно подчинявшимся Апост. Престолу и т.о. менее зависимым от местных властей. В 1773 Папа àКлимент XIV по настоянию европ. монархов был вынужден распустить Орден иезуитов (продолжавший существовать лишь в протест. Пруссии и правосл. России). Миссион. деятельность переживала упадок. Однако, несмотря на неблагоприятную для монашества полит. ситуацию, в это время были основаны некоторые новые монаш. ин-ты (напр., Конгр. àредемптористов).
Во 2-й пол. XVIII в. структуры К.Ц. были созданы в России, где первые катол. миссионеры появились еще в кон. X в. àАдальберт Магдебургский, àБруно Кверфуртский), но до этого времени не было организации К.Ц.
В кон. XVIII в. чувствительный удар по К.Ц. был нанесен àФранцузской революцией, которая утвердила контроль гос-ва над Церковью, а в дальнейшем начала репрессии против духовенства. Были закрыты и частично разрушены древние аббатства. Пришедший к власти àНаполеон I вновь легализовал К.Ц. во Франции, заключив с Папой àПием VII àконкордат, однако вскоре нарушил его, захватил Папу в плен и ликвидировал Церк. гос-во (которое было восстановлено лишь после поражения Наполеона).
В XIX в. К.Ц. переживала новый подъем: были основаны новые миссион. конгрегации àкларетинцы, Конгр. àбелых отцов, àскалабринианцы и др.), восстановлена иерархия К.Ц. в протест. странах (в 1850 — в Великобритании, в 1853 — в Голландии). В культуре нач. XIX в. идеями католичества во многом был вдохновлен àромантизм (в частности, у таких авторов, как Ф.-Р. àШатобриан, Ж. де àМестр, Л.Г. де àБональд). В то же время события Франц. революции привели к глубокому взаимному неприятию между представителями набиравших силу полит. течений àлиберализм, àдемократия, а затем àсоциализм), с одной стороны, и К.Ц. — с другой. Революционно настроенная Европа сер. XIX в. воспринимала религию как пережиток уходящего времени, препятствие на пути прогресса. Под лозунгом отделения Церкви от гос-ва власти в светских гос-вах секуляризировали церк. имущество, ограничивали права монаш. орденов. В процессе объединения Италии Церк. гос-во вновь было ликвидировано, а Папа лишен светской власти (1870). Но для самой К.Ц. XIX в. ознаменовался торжеством авторитета Папы, получившим особенное выражение в решениях I àВатиканского собора (1869–70), на котором был принят догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и нравственности.
В эпоху усиления социального неравенства и вызванных этим конфликтов Папа Лев XIII разработал социальное учение К.Ц., которое в XX в. было дополнено и развито Римскими папами àПием XI, àИоанном XXIII, àПавлом VI, àИоанном Павлом II. Облегчению положения рабочих была посвящена жизнь и деятельность мн. выдающихся священников К.Ц.: Ф. àОзанама, àАдольфа Кольпинга, В.Э. фон àКеттелера. В кон. XIX и в XX в. получило развитие движение катол. профсоюзов.
XIX в. стал и временем мобилизации сил К.Ц. в самых различных областях, временем стремления к созданию катол. культуры, альтернативной по отношению к господствующей безрелигиозной культуре. Папа Лев XIII призвал католиков к изучению философии св. Фомы Аквинского, объявив ее «вечной философией», и это стало началом влиятельного в XX в. течения в катол. филос. мысли — àнеотомизма. В церк. музыке в XIX в. возродился àгригорианский хорал, в архитектуре распространились неоготический и неороманский стили.
XX в., начавшийся с кровавых войн и революций, стал эпохой новых преследований верующих в странах, где установились тоталитарные режимы; К.Ц. противодействовала этим преследованиям. В то же время благодаря àЛатеранским соглашениям удалось урегулировать положение К.Ц. в Риме: в 1929 было создано гос-во àВатикан. Во время обеих мировых войн Римские папы выступали с мирными инициативами, выполняли функции посредников при переговорах, оказывали помощь пострадавшему гражданскому населению и военнопленным. Различные организации К.Ц. спасли от неминуемой смерти от рук нацистов ок. 800 тыс. лиц «неарийской» национальности и антифашистов. В частности, многим преследуемым лицам было предоставлено убежище в имеющих экстерриториальный статус зданиях Ватикана. Большое количество катол. священников участвовало в движении Сопротивления. Совершая подвиги мужества и героизма, мн. священники, монахи и монахини погибли от рук нацистов, в т.ч. àМаксимилиан Кольбе, àТит Брандсма, àЭдита Штайн.
В XX в. под влиянием негативного опыта гонений со стороны тоталитарных режимов К.Ц. пришла к одобрению демокр. обществ. устройства. Послевоен. период стал в Европе и Лат. Америке временем развития христианско-демокр. партий (в числе наиболее ярких лидеров — К. àАденауэр и А. àДе Гаспери), для которых демократия была полит. строем, наиболее соответствующим человеч. природе и христ. ценностям.
В XX в. возникли новые формы катол. духовности, а также организации монаш. жизни и объединений мирян (катол. движения, àOpus Dei), активно шел процесс возрождения катол. мысли. Благодаря таким выдающимся философам, как Ж. àМаритен, Э. àЖильсон и др., неотомизм стал влиятельным течением совр. философии. Новую христ. филос. концепцию, основанную на теории эволюции, создал свящ.-иезуит П. ––>Тейяр де Шарден. Ряд архитекторов, художников, поэтов, оставаясь верными катол. духовности, были творцами новых стилей и направлений в искусстве и лит-ре (А. ––>Гауди, Т.С. ––>Элиот и др.).
II Ватиканский собор (1962–65) впервые сформулировал систематическое вероучение о Церкви, Божественном Откровении и богослужении. На этой основе собор наметил программу обновления К.Ц. в применении к совр. условиям àаджорнаменто), положив начало активному ––>диалогу К.Ц. с др. Церквями и христ. общинами, с др. религиями и с неверующими. Папа Иоанн Павел II провозгласил программу новой евангелизации Европы. Его активная пастырская деятельность, многочисл. визиты по всему миру способствуют усилению авторитета К.Ц.
Статистика К.Ц. В наст. время К.Ц. является самой большой по численности христ. конфессией. В 2001 в мире насчитывалось 1061 млн. католиков, что составляло 17,3% населения планеты и больше половины всех христиан (52%), а также 216 736 приходов, 4549 епископов, 266 448 епарх. свящ., 138 619 монахов-свящ., 54 970 монахов, 792 317 монахинь. В нач. 2003 в К.Ц. было 13 патриархатов, 2 верховных архиепископства, 520 митрополий, 78 архиепархий, 2131 епархия, 49 территориальных прелатур, 12 территориальных аббатств, 26 апост. экзархатов, 35 воен. ординариатов, 1 персональная прелатура, 78 апост. викариатов, 46 апост. префектур, 7 апост. администратур, 1 персональная апост. администратура, 11 церк. миссий àsui iuris, 9 патриарших экзархатов, 3 архиепископских экзархата, 112 епископских конференций, 193 кардинала.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Найдена записка, указывающая, что Пий XII спасал евреевВатикан сообщил об обнаружении в августинском монастыре Четырех коронованных святых в Риме ценного документа, датированный ноябрем 1943 года. В нем говорится о ... |
Вериги апостола ПетраРимский храм Сан Пьетро-ин-Винколи внесен во все экскурсионные карты города. Его обязательно показывают туристам, как место, где находится знаменитая скульптура Ми... |