Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Храмы |
Ватикан – уникальный город в городе, город-музей с которым неразрывно связана история Римской империи. Здесь на каждом шагу уникальные произведения лучших мастеров всех эпох. Храмы, дворцы, музейные коллекции произведений античного искусства, шедевров итальянской живописи и скульптуры – все эти достопримечательности заслуживают внимания гостей города.
Начинается Ватикан с собора святого Петра, стоящего на огромной круглой площади. Собор занимает промежуточное положение между Римом и Ватиканом, и служит своеобразными воротами в Ватикан и в то же время считается самым значительным архитектурным произведением, его гордостью.
Строительство собора началось по повелению императора Константина в 324 году, на месте, где по преданию и был замучен святой Петр. Варвары распяли его вниз головой. Было тогда святому мученику 95 лет. Император сам копал землю, после чего установил двенадцать корзин в честь двенадцати апостолов. За пределами городских стен император приказал построить еще одну небольшую церковь в форме базилики. Она также посвящена памяти апостола Петра. Это строение по местоположению называют Остийской базиликой.
Собор, который посещают туристы сейчас, в XVI-XVII веках был перестроен из базилики Святого Петра, сохранив прежнее название.
На протяжении всей истории Рима и Ватикана здание не раз переходило из рук в руки. За право вступить под его древние своды боролись Италия, Германия, а также многочисленные феодальные диаспоры Италии, ведь именно здесь проходила коронация имиераторов Священной Римской империи, здесь же избирали и утверждали на престол Пап. Собор видел немала разбоев и пожаров. В 1413 году, неаполитанские войска ворвались в Рим и разграбили не только папские дворцы, но и базилику Святого Петра. Рим настолько подвергся разрушениям, что практически полностью утратил вид города. Целые районы оказались опустошенными.
Реконструкцию будущего собора начали при Папе Юлии II. Папа поручил самому лучшему архитектору того времени, Донато Браманте, который в 1505 году начал ряд строительных работ в Ватикане. С проектированием и строительством собора Святого Петра связаны последние годы жизни выдающегося архитектора. Он решил построить величественное центрально-купольное сооружение с применением техники римских бетонных конструкций IV века. Браманте хотел поставить купол Пантеона на своды базилики Максенция и Константина.
В результате проект центрического сооружения по форме напоминавшего греческий крест с закругленными ветвями. Над средокрестьем возвышался мощный сферический купол, вокруг которого размещались купольные капеллы меньшего размера. Расположенные по углам башни дополняли план почти до правильного квадрата.
Надо сказать, что, несмотря на то, что проект не соответствовал традиционной для католических храмов форме латинского креста и не занимал всю площадь древней базилики, он был одобрен Папой и началось строительство главных устоев. Дошедшие до наших дней чертежи и рисунки позволяют оценить совершенство замысла Браманте. Однако строительство велось очень долго, планы здания часто менялись. Проект Браманте так и не был осуществлен.
В законченном виде собор сильно отличается от прежней базилики. То, каким хотел видеть его интерьер Браманте, передает фреска Рафаэля «Афинская школа» отражающая основной замысел сооружения.
Браманте руководил строительством собора до конца своей жизни, до 1514 года. Ею помощниками были Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо из Вероны и Рафаэль Санти. История свидетельствует, что все известные зодчие, жившие в Риме во второй половине XVI века, поочередно принимали участие в строительстве собора Святого Петра – самой крупной работе, которая была осуществлена в Италии в эпоху Возрождения. Поскольку Папы любыми путями стремились укрепить свое могущество и позиции католицизма, строительство это приобрело особое значение. Новое сооружение должно было затмить собой руины языческих святилищ и построенных когда бы то ни было христианских храмов и стать воплощением могущества Католической церкви.
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль. Интересно, что великий архитектор сам перед смертью рекомендовал Папе Юлию II назначить Рафаэля своим законным преемником, считая, что только он сможет воплотить изначальный замысел.
Рафаэль сравнительно недолго работал как архитектор, но талант проявился с полной силой: его архитектура на плоскости поражает своей гармоничностью и легкостью пропорций. Так рисовать на бумаге архитектуру могли только Микеланджело и Рафаэль, им обоим было свойственно чувство гармонии, воплощенное в камне.
Разрабатывая план собора Святого Петра, Рафаэль мечтал о воссоздании древних античных форм. Однако Рафаэль не пошел по пути развития замысла Браманте. Он вернулся к традиционной форме плана католических церковных сооружений в виде латинского креста. В его проекте собор представлял собой купольную постройку с тремя одинаковыми апсидами. Четвертая сторона была развита в сильно вытянутую базилику, разделенную натри нефа.
Все же преемник Рафаэля, Бальдассаре Перуцци, снова вернулся к центрической композиции, однако строительству помешали военные действия. Возобновилось оно только в 1534 году, но во главе уже стоял Антонио да Сангалло Младший, который решил в созданной им большой модели вернуться к традиционной вытянутой форме плана, в соответствии с которой мастер и возвел восточную и южную ветви креста.
После смерти Сангалло в 1546 году руководство строительством собора перешло к Микеланджело. Работа над созданием проекта этого грандиозного сооружения стала венцом его зодчества. Микеланджело решительно выступил против отказа от центрально-купольной системы и возвращения к плану храма в виде латинского креста.
В брамантовском проекте Микеланджело привлекали не только его безупречная ясность и совершенство, но и общая идея. Ведь гуманистические идеалы Возрождения находили наиболее яркое выражение именно в архитектуре центрально-купольного храма.
Хотя Микеланджело и сохранил в своем проекте главную идею центрально-купольного храма, общий характер сооружения претерпел сильные изменения. Из-за меньшей протяженности рукавов вписанного в план равностороннего креста и отказа от многих второстепенных помещений он стал более компактным.
Путем устранения сложной расчлененности объемов и пространств Микеланджело удалось достичь динамического единства отдельных частей. По его проекту в интерьере господствовало внутреннее пространство под куполом, равно как и во внешнем облике церкви главная роль отводилась куполу. За несколько дней автор слепил глиняную модель собора. После чего получил разрешение от Папы на строительство здания, на тот момент Микеланджело было уже за семьдесят лет. Это была его последняя работа, которой он посвятил остаток своей жизни.
Под руководством Микеланджело был возведен окруженный колоннадой центральный барабан и начато строительство грандиозного купола, по проекту представлявшего собой полусферу. Однако он был завершен лишь в 1588-1590 годах Джакомо делла Порта, придавшим куполу более вытянутую форму. В таком виде главный купол собора Святого Петра сохранился до наших дней. Также из четырех задуманных Микеланджело малых куполов в 1564-1585 годах были возведены только два передних. В 1586 году перед почти завершенным собором Святого Петра поставили высокий обелиск, который в древности стоял на арене цирка Калигулы. На нем, по преданию, был распят апостол Петр. Теперь на вершину обелиска водрузили крест, заменив им бронзовый шар.
Удивительно, но при раскопках в подвалах собора, глубоко под полом в 1940 году была найдена гробница. Верующие убеждены, что это и есть мощи святого Петра – хранителя ключей от Рая.
Могила апостола – место паломников со всего света. Есть поверье: если потереть о надгробье какой-либо предмет – он становится талисманом-оберегом. В самом соборе есть скульптура сидящего Петра. Туристы стоят в очереди, чтобы прикоснуться к его правой ступне. Считается, что таким образом Петр прощает прикоснувшемуся все грехи.
Примечательно, что в архитектурных формах собора представлено небывалое для Возрождения пластическое богатство наружных стен, в которых выступы и углубления усложнены пилястрами, карнизами, окнами и нишами в разнообразном оформлении.
Наиболее ярко эта пластическая энергия проявляется в таком необычном по смелости мотиве, как выступы-контрфорсы сдвоенного барабана, которые образуют необходимую зрительную основу купола.
Такие приемы придают архитектурным формам собора очертания могучей пульсирующей мускулатуры. Микеланджело говорил, что все здания похожи на человеческое тело, а потому для него архитектура близка к скульптуре.
Площадь Святого Петра, составляющая с Собором единый комплекс, стала настоящим шедевром градостроительной практики эпохи зрелого барокко по художественному совершенству, широте замыслов и грандиозности масштабов. Для сооружения площади существовали две главные причины. Во-первых, перед главным собором Католической церкви необходимо было создать обширное пространство – здесь во время торжественных выходов Папы и различных религиозных празднеств должны были собираться большие массы народа. Во-вторых, подобная площадь придавала большую значимость выдающемуся вперед главному фасаду собора, благодаря чему достигалось композиционное единство внешнего облика собора и гармония его с окружающим пространством.
Архитектурный ансамбль площади Святого Петра включает небольшую, перестроенную в 50-х годах XX столетия аванплощадь, расположенную перед колоннадой; овальную площадь, образованную двумя разомкнутыми полуокружностями колоннады, с фонтанами, и обелиском между ними; трапециевидную площадь, находящуюся между фасадом собора и двумя боковыми галереями, которые соединяют колоннаду и собор. Общая глубина площади составляет 280 метров. Благодаря своим грандиозным размерам она позволяет охватить глазом всю композицию целиком, в том числе и массивный главный купол собора.
Автор замысла архитектор Бернини создал крылья колоннады таким образом, что они, расходясь в разные стороны от портика, а затем, легко разомкнувшись, охватывают площадь гигантскими полукружиями. Высота четырехрядных крытых колоннад достигает 19 метров при такой же ширине. Для их сооружения вместе с проездами для карет и проходами для пешеходов потребовалось 284 колонны, 80 столбов и 96 больших статуй, венчающих аттик.
Над колоннами на баллюстраде расставлены высеченные из камня 162 фигуры святых. Бернини взял за основу тосканский ордер колонн. Их формы и пропорции отражали бы почти классическую монументальность и сдержанность, если бы не отличались подчеркнутой грузностью и телесностью и не были бы увенчаны декоративной скульптурной композицией.
Ансамбль создан таким образом, что зритель вынужден проходить по изгибу колоннад и его взору сначала открывается отдаленная перспектива – собор с венчающим его куполом, затем – разнообразные ракурсы пространства площади и колоннад, и, наконец, зритель оказывается перед фасадом собора на трапециевидной площади. Фасад предстает удивленному взору неожиданно, потрясая воображение пышностью своих форм и монументальностью размеров.
Внимания также заслуживает парадная Королевская лестница, или Скала Реджа которая соединяет папский дворец с собором Святого Петра. При ее сооружении Бернини использовал прием искусственной перспективы. Заключается он в том, лестница, перекрытая кессонированным сводом, постепенно сужается и в соответствии с этим уменьшается высота колонн, идущих по ее сторонам. Таким образом, архитектору удалось создать не только иллюзию увеличения протяженности и размеров лестницы, но и достичь чисто театрального эффекта: когда Папа во время торжественных выходов появляется на верхней площадке лестницы, его фигура как будто бы вырастает в масштабах.
Богатством и красотой отличается также внутреннее убранство собора Святого Петра. Вход в собор прикрыт тяжелым кожаным занавесом. Внутренняя отделка поражает воображение своим великолепием и перегруженностью. Скульптуры, мозаики, живопись, лепка собраны здесь в таком изобилии, что исключают их целостное восприятие.
Собор хранит ценнейшие произведения мировой культуры. Одно из них – скульптура «Пьетта» Микеланджело. Автору было всего 24 года, когда он выточил эту композицию. Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына – Христа. Автор долго и тщательно продумывал композицию, пока наконец не остановился именно на двухфигурной группе.
Микеланджело всегда тяготел к образам патетического характера, и его «Пьета» является примером психологической трактовки драматической коллизии. Нарушив установленное веками правило, скульптор изобразил Марию очень молодой, совсем юной девушкой, что противоречило Библии. Однако таким образом Микеланджело подчеркнул особую духовную чистоту образа Богоматери.
Это первая работа великого мастера и единственная, где он поставил свою подпись. Все остальные работы великого скульптора узнавались по манере исполнения.
Сейчас эта небольшая по размеру скульптурная группа находится под пуленепробиваемым стеклом. Такие меры предосторожности приняли после того, как один маньяк бросился на нее с молотком.
Скульптура Микеланджело стоит недалеко от входа. В соборе пять дверей. Но открыты только четыре. Пятую, замурованную, имеет право открывать лишь Папа в «святой» год. Это случается один раз в 25 лет.
В центре собора огромный бронзовый балдахин над алтарем святого Петра, на нем всегда горит 95 свечей. Автор этого металлического шедевра – Бернини.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Киприан, еп. Карфагенский мч., свЖизнеописание Родился в 200-210 гг. в Карфагене (севернее Туниса, Сев. Африка) в семье богатых язычников. Сначала он был известным ри... |
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Ватикан не спешит сближаться с богомУдивительные вещи порой творятся в мире. Нет, я не имею в виду то, что свирепствующий сейчас свиной грипп - ... |
Папа Римский почтил память жертв ГолодомораПапа Римский Бенедикт XVI во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра в Ватикане почтил память жертв Голодомора в Ук... |