Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Храмы |
В наши дни город изменился до неузнаваемости - одни храмы были снесены, другие скрыты в тени безликой многоэтажной застройки, третьи были перестроены под различные учреждения. Времена изменились, многие церкви вновь вернулись к своему истинному предназначению, возродился и действует католический приход Успения Божией Матери.
Рождение общины
Католический приход Успения Божией Матери своему появлению обязан полякам, сосланным в центральные регионы России, в том числе и в Курск, после подавления Польского национально-освободительного восстания 1863-1864 гг. Переселенные в Курск поляки собирались для богослужения в своих домах, так как в городе не было ни католического храма, ни общины. Священник для совершения таинств приезжал из Чернигова.
В связи с ростом числа верующих появилась потребность в постоянном пастырском руководстве, и в 1885 г. был назначен первый настоятель - о. Георгий Мотузза (Могилёвская епархия). Через год произошло знаменательное событие - католическая община, включающая 3382 человека, была зарегистрирована. 27 апреля 1891 г. о. Георгий подал прошение на имя губернатора Курской губернии, в котором он просил разрешения на строительство в городе римско-католического храма. Получив разрешение, в 1892 г. бельгийско-польская строительная компания приступила к возведению храма в готическом стиле, которое велось на средства прихожан и пожертвований из Польши. В строительстве и оборудование святыни крупный вклад внесли: жители Польши из города Кракова, дворянка Орловской губернии Мария Осиповна Рудзиевская, всемирно известный художник Казимир Малевич (последний венчался в курском храме). Наконец, 15 августа 1896 г. новопостроенная церковь была освящена во имя Успения Божией Матери.
Борьба
XX век принёс в Россию новые проблемы и испытания: войны, революции, свержение самодержавия. Но и в это трудное для всей страны время храм и его приход не прекращали действовать: к 1917 г. в Курской губернии, по данным статистики, число лиц католического ведания исчислялось десятками тысяч. С 1924 по 1931 г. настоятелем был о. Александр Притулло. В годы его служения курский храм посещала Болеслава Лямент, основательница конгрегации Миссионерок Святого Семейства, причисленная в 1991 г. к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II.
Богослужения в храме проходили вплоть до 1937 г., до дня его закрытия. Поводом закрытия храма, по словам власть предержащих, стал недостаток верующих . Когда храм закрывали, то, по рассказам старожилов, тринадцать самых активных прихожан были схвачены вместе со священником прямо в храме. После трехдневного ареста их расстреляли без суда и следствия. В 1938 году здание храма решением Культовой комиссии г. Курска было передано под городской музей атеизма. Затем в нем разместился склад. Церковная утварь и орган были сданы в казну как ценный металл. От уничтожения удалось спасти лишь распятие, которое находилось в одной из православных церквей Курска до 1997 г.
Хотя Великая Отечественная война не тронула здание, в после военный период о бывшем храме забыли: шло строительство города. Во время реконструкции города в 70-е гг. власти решили разрушить здание храма, но благодаря молодым активистам под руководством Александра Зудова было собрано более 100 тыс. подписей в защиту церкви, являющейся памятником архитектуры. Именно их усилия предотвратили гибель храма, который был передан в пользование городскому Дому культуры. Была сооружена сцена, на ней помещались электрический орган и рояль.
Возрождение
С началом демократических перемен в России началось возрождение католической общины курян. 11 апреля 1993 г. у стен храма Успения Божией Матери мессу отслужил о. Ежи (Юрий) Зиминский из Харькова. 16 ноября 1993 г. курская римско-католическая община была официально зарегистрирована. С этого времени началась борьба верующих за возвращение здания. Большая работа была проведена о. Йозефом Гунчагой, который был настоятелем прихода с 1995 по 1997 г.
14 мая 1996 г. при приходе было создано Общество Польской культуры. 11 августа того же года прихожане праздновали 100-летний юбилей освящения храма. На торжествах архиепископа Тадеуша Кондрусе-вича представлял о. Бернардо Антонини. В богослужении принимали участие более двухсот человек. Приехали в гости католики из Орла и Воронежа. В ноябре 1996 г. курский храм посетила статуя Божией Матери Фатимской. В конце концов была одержана победа и 17 мая 1997 года губернатор Курской области А. В. Руцкой подписал документы о передаче храма общине. Храм вновь распахнул свои двери верующим, и 30 августа епископ немецкого города Шпайера монсерньор Антон Шлембах (Следует упомянуть, что Шпайер - город-побратим Курска) совершил в новообретенной святыне благодарственную мессу.
Жизнь прихода сегодня
6 сентября 1997 г. настоятелем прихода был назначен отец Кшиш-тоф Кемпа. Новому настоятелю досталось в наследство немало проблем: приехав в Курск, он получил здание храма не в самом лучшем его состоянии - сказались годы эксплуатации не по назначению. Надо было делать ремонт, находить средства. Пришлось приобретать церковную утварь: Дарохранительницу, литургическую одежду, иконы, статуи, подсвечники, распятия, религиозную литературу. В этом помогали католические организации из Германии, знакомые и друзья о. Кшиштофа из Польши, Мальты, Северной Америки, и Каритас России. При храме существует духовная библиотека, проходят концерты органной музыки. Следует упомянуть, что в общине ведется хроника прихода, а 13 числа каждого месяца курские католики молятся за за благодетелей.
Из очередной поездки в Польшу о. Кшиштоф Кемпа привез частицу мощей блаж. Болеславы Лямент, покровительницы всех христиан, для того чтобы пример ее жизни послужил связующим звеном в деле единения христиан, о котором молился Иисус Христос: Чтобы скорее на земле было одно стадо и один Пастырь.
В начале служения настоятеля приход находился в юрисдикции Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России. В1998 г. произошло разделение Апостольской администратуры на северную и южную. Приход Успения Божией Матери в Курске был передан в юрисдикцию епископа Клеменса Пиккеля. Летом 1999 г. декретом епископа Пиккеля о. Кшиштоф по совместительству был назначен настоятелем католического прихода Пресвятой Девы Марии Заступницы в г. Воронеже и прихода свв. апп. Петра и Павла в г. Белгороде. Во время становления деканатов было принято решение об установлении Курско-Астраханского деканата. Из Астрахани приезжал в Курск ныне покойный декан, о. Кшиштоф Немыйский.
28 ноября 1999 г. приход в Курске снова перешёл под юрисдикцию архиепископа Тадеуша Кондрусевича, остальные приходы, окормлявши-еся о. Кшиштофом, остались в юрисдикции епископа Пиккеля. Вплоть до лета 2002 г. священник приезжал в Белгород и Воронеж, чтобы преподать таинства верующим.
Долгожданный праздник
17 января 1999 г. прекрасный храм в Курске был, наконец, освящен заново. По поручению Апостольского администратора для католиков латинского обряда юга Европейской части России Клеменса Пиккеля Чин освящения совершил Генеральный викарий Апостольской администратуры о. Майкл Скрин (накануне, 16 января, 15 курянам было преподано таинство Миропомазания). Из Германии специально на церемонию освящения был приглашен заместитель бургомистра г. Шпайера Роланд Керн, немало сделавший для возрождения католической общины в Курске.
После мессы освящения, в храме состоялся концерт Рождественской песни известных немецких и польских композиторов 17-18 вв. Всем присутствовавшим в подарок преподнесли записанную благодаря усилиям прихожан аудиокассету с мелодиями, прозвучавшими на концерте.
Во второй половине дня 17 января прихожане и гости храма посетили комплекс Коренной пустыни , где состоялась экуменическая молитва о единстве христиан. О. Майкл Скрин встретился с архиепископом Курским и Рыльским Ювеналием. Состоявшаяся встреча имела широкий резонанс и освещалась в местной прессе.
Несмотря на все трудности, приход развивается. Дважды во время Великого Поста на улицах города совершалась литургия Крестного Пути, подготовленная настоятелем и прихожанами. В 2001 г. в приход на постоянную работу приехали монахини конгрегации св. Елизаветы - сестры Никодема и Лаура. С их помощью в приходе начали проводиться еженедельные встречи с молодёжью, катехизация детей и множество других мероприятий. Летом 2002 г. настоятель и сестры организовали Каникулы с Богом для детей, паломничество прихожан в Польшу на встречу с Папой Иоанном Павлом II.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
А Петр...?Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит от Христа прозвище Кифа (т. е. скала, по- латыни - ... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан1-2. Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере. 1. Обстоятельства настоящего времени особенно побуждают нас к следующему напоминанию: мы не должны уд... |
Ватикан публикует документы из своих секретных архивов, но дКогда многочисленные посетители, толпящиеся в знаменитых Ватиканских музеях, вступают в «Двор Шишки» Апостольского дворца, они не подозревают, что попирают ногами «с... |