Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Католицизм |
Исторические сведения. О возникновении католицизма мы уже говорили в предыдущей главе. Но поскольку повторение - это мать учения, постольку кратко повторим самое существенное. Католицизм возник одновременно с православием в результате раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошёл в период времени с 60-х гг. IX. в. до 50-х гг. XI в. В результате раскола в Западной Европе возникла конфессия, которую её последователи стали называть католицизмом (от греческого “католикос” - “всеобщий”, “вселенский”). В предыстории католицизма было одно очень важное событие, которое существенным образом повлияло на его последующую историю. В 756 г. король франков Пипин Короткий (так его прозвали за маленький рост: 1 метр 37 сантиметров) подарил папе Стефану III часть земель в Италии вместе с городом Римом. Так возникло папское государство.
А в истории католицизма можно выделить восемь основных событий, восемь исторических вех. Прежде, чем раскрывать содержание восьми исторических вех, и для того, чтобы правильно оценить это содержание, сделаем небольшой философский экскурс. Часть исторических событий, о которых пойдет речь дальше, принесли сотням тысяч людей страдания, слёзы, кровь, смерть. Но мы обвиняем в этом не католическую религию как таковую, а фанатизм и экстремизм, которые имели место в руководстве католической церковью в средние века.
Напоминаем, что фанатизм в своём внешнем проявлении есть нетерпимость к инакомыслию, нежелание спокойно, по-товарищески относиться к тем, кто думает о Боге или о земных проблемах иначе, чем думаете Вы. А экстремизм есть крайняя форма фанатизма, суть которой в применении насилия к инакомыслящим. История учит, что фанатики и экстремисты, неся горе другим людям, в конечном счёте никогда не добивались осуществления своих целей. Чего хотели добиться фанатики-папы и их ближайшее окружение в средние века? Они хотели расширения сферы влияния католицизма. А чего они добились? Ослабления влияния католицизма, отхода от него миллионов людей, разжигания вражды и ненависти в обществе. Как показывают факты, руководство католической церковью нашего времени сделало должные выводы из уроков прошлого. Современный католицизм это конфессия, которая активно пропагандирует и эффективно утверждает гуманистические идеалы. А теперь вернёмся к главной теме.
Первая веха в истории католицизма - 1095 год. В этом году папа Урбан II призвал верующих к крестовым походам на Восток. Под Востоком имелись в виду Палестина и Северная Африка, которые находились в то время во власти арабов-мусульман. Этот призыв открыл целую серию крестовых походов. Первый начался уже в следующем году после призыва (в 1096 г.), последний, восьмой, закончился в 1270 году. Всего крестовые походы на Восток продолжались 175 лет. Каковы их причины? По словам служителей культа, причиной было стремление христиан освободить от “неверных” ( мусульман) “святую землю” ( Палестину) и “гроб Господен” (Иерусалим). По словам историков, причиной было стремление светских и духовных феодалов увеличить свои богатства за счёт захвата земель и имущества, принадлежащих мусульманам. Чем закончились крестовые походы? Выражаясь футбольным языком: “вничью”. В течение первых шести походов (с 1096 по 1229 год) “крестоносцы” (так называли участников крестовых походов за кресты, нашитые или вышитые на их плащах) завоевали Палестину, а в течение двух последних (с 1248 по 1270 год) всё завоёванное потеряли.
Все крестовые походы несли людям беду: разрушения, слёзы, кровь, смерть. Но самую большую беду народам Европы принёс четвёртый крестовый поход. В 1202 году крестоносцы отправились морским путём в Палестину, но затем, изменив маршрут, высадились у города Константинополя, столицы Византии и духовного центра православных христиан. В 1204 г. крестоносцы штурмом овладели Константинополем. Христиане-католики обнажили меч против христиан-православных. Главный город православных христиан был христианами-католиками разрушен, разграблен, залит потоками крови. Из итогов крестовых походов все разумные люди и, в первую очередь, сами католики извлекли суровый исторический урок: никакая религиозная идея не может оправдать грабежи и убийства. Религия должна нести людям мир и покой, а не слёзы и кровь.
Вторая веха в истории католицизма - 1229 год . В этом году папа Григорий IX издал буллу (указ) об учреждении инквизиции. Слово “инквизиция” в переводе с латыни означает “розыск”. Так назвали особый церковный суд, созданный для борьбы с еретиками (напомним, что греческое слово “ересь” буквально означает “отбор”, “учение”, “школа”, а по смыслу - “ложное учение”). Еретиками называли тех же христиан, но мыслящих иначе, чем руководство католической церкви. В булле было дано приказание арестовывать еретиков, пытать их, предавать смерти, а их имущество конфисковывать в пользу церкви. Пытки и мучительная смерть (часто через сожжение на костре) - таково было крайнее выражение религиозного фанатизма в средние века. Инквизиция функционировала около 600 лет. Инквизиция в Европе была упразднена в 1808 году, в Америке - в 1826 г.
В застенках инквизиции тем или иным способом было замучено более 500 тысяч человек. По подсчётам исследователей, в одной Испании за 327 лет (с 1481 г. по 1808 г.) от инквизиции пострадало около 300 тысяч человек (точно: 288 214 человек), из них около 35 тысяч (точно: 34 658 человек) были живьём сожжены на костре1. Представьте себе: людей живьём сжигали на костре только за то, что они о Боге, загробной жизни и других сверхъестественных явлениях думали не так, как об этом же думали руководители католической церкви.
Третья веха - 1484 год. В этом году папа Иннокентий VIII издал буллу (грамоту, содержащую определённые распоряжения) о преследовании ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами и требовал выявлять ведьм и предавать их суду инквизиции. От этой буллы в языки всех народов вошло выражение “охота на ведьм”. Под “охотой на ведьм” подразумевается преследование невинных людей, которые по тем или иным причинам не нравятся людям, имеющим власть. С конца XV века по конец XVII века (когда действие буллы было прекращено) около 100 тысяч женщин, объявленных “ведьмами”, погибли в застенках инквизиции.
Четвертая веха - 1517 год. В этом году при папе Льве Х началась первая буржуазная революция в Европе, которую назвали Реформацией. В результате Реформации от католицизма отделилось особое религиозное направление, которое стали называть протестантизмом. Подробно об этом мы расскажем в следующей главе.
Пятая веха - 1559 год. В этом году по распоряжению папы Павла IV был издан первый в истории католицизма список запрещённых книг. Слово “список” по-латыни звучит как “индекс”. В дальнейшем такие списки, которые регулярно переиздавались, стали называть просто “индексами”. Верующим категорически запрещалось читать книги, включённые в индекс. В частности, запрещалось читать сочинения Коперника, Бруно, Галилея, Вольтера, Дидро, Руссо, Стендаля, Гюго, Бальзака, Франса, Гейне и многих других учёных, философов и писателей. Был занесён в индекс и роман Л.Н.Толстого “Воскресение”. Индекс переиздавался более 100 раз. Последнее его издание вышло в 1966 году. Дальнейшее издание индексов и действие прежних индексов по распоряжению папы Павла VI было прекращено.
Шестая веха - 1572 год. В этом году в ночь на 24 августа по благословению папы Григория ХIII в Париже произошло массовое убийство кальвинистов (их тогда во Франции называли “гугенотами”) католиками. Ночь на 24 августа, как и день, у католиков посвящены памяти святого Варфоломея. Поэтому эту ночь стали называть Варфоломеевской ночью. В течение нескольких часов в Париже было убито более двух тысяч человек. Резня продолжалась в масштабах всей Франции две недели. Всего погибло около 30 тысяч кальвинистов. Трагические события той ночи хорошо описаны в романе французского писателя Проспера Мериме “Хроника времён Карла IX”. Отрывок из этого романа цитируется в главе 20-й “Роль религии”.
Седьмая веха - 1870 год. В этом году при папе Пие IX было ликвидировано папское государство. В сентябре 1870 года итальянские войска под командованием Гаррибальди штурмом взяли Рим. Это была прогрессивная акция, которая способствовала объединению Италии, её экономическому и политическому развитию. Пий IX обиделся, закрылся в Ватиканском дворце и объявил себя Ватиканским узником. Он поклялся, что не выйдет из дворца, пока ему не вернут светскую власть. Он так и умер в этом дворце в 1878 году. И последующие три папы не выходили из дворца: Лев ХIII (1878-1903 гг.), Пий Х (1903-1914 гг.) и Бенедикт XV (1914-1922 гг.). И только при папе Пие XI папы вышли из добровольного заточения.
Восьмая веха - 1929 год. В этом году был заключён договор между папой Пием XI и главой итальянского государства Муссолини о восстановлении светской власти папы. Папе была выделена часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной и назвали городом-государством Ватиканом.
Организация. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с.818) в мире около 1 миллиарда католиков. В Америке католики абсолютно преобладают среди населения во всех странах, кроме США и Канады. Собственно поэтому центральную и южную часть Америки называют “Латинской Америкой” (в прошлом католиков называли “латинянами”). Католики составляют большинство среди населения во многих странах Европы: в Италии, Испании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Португалии, Польше, Франции, Хорватии, Словении, Литве и, конечно, в Ватикане. В Азии есть одна католическая страна: это Филиппины.
В католицизме можно выделить два течения, которые принято называть так: 1/ католики латинского обряда и 2/ католики восточных обрядов. Первое течение основное: оно объединяет 98,4% всех католиков; ко второму течению принадлежат только 1,6% всех католиков1. Названия течений подсказывают, что они отличаются друг от друга некоторыми особенностями в проведении обрядов. Ну, а особенности в обрядах находят своё отражение и в некоторых особенностях вероучения. Эти особенности главным образом проявляются в обряде причащения и в учении об этом обряде. Сторонников второго течения называют ещё униатами (от латинского “унио” - “соединение”), ибо право католиков некоторых географических регионов на некоторые особенности в обрядах и вероучении оговаривалось в особых договорах как условие их унии (соединения) с основной частью католической церкви.
Католицизм - самая крупная и самая централизованная конфессия в мире. Самое большое количество верующих (в сравнении с другими конфессиями) объединены в одну церковь (её называют: Римско-католическая церковь) с одним церковным центром. И хотя этот центр сейчас находится в городе Ватикане, его по традиции называют римской курией. Во главе церкви стоит духовный лидер, который именуется римским папой. Единая церковь структурно состоит из национальных католических церквей, подчинённых римскому папе и римской курии. Римским папа одновременно является и главой (монархом) города-государства Ватикан. Этот город со всех сторон окружён городом Римом. Его площадь - 44 гектара. Для сравнения укажем, что центральный парк культуры и отдыха в Санкт-Петербурге (“Елагин остров”) размещён на площади в 94 гектара. Название города объясняется следующим образом. Город размещён на холме, на котором во времена древнего Рима жрецы предсказывали будущее по внутренностям животным. Предсказания по-латыни - “ватикании”. Отсюда за холмом закрепилось название: “ватиканский”.
Римского папу, избранного на конклаве (съезде) кардиналов ( кардинал - это самый высокий сан в католицизме, если не считать сана папы) 16 сентября 1978 года, зовут Иоанн-Павел Второй. Его мирское имя: Кароль Войтыла. Он поляк по национальности. Родился 18 мая 1920 года. Это первый глава католической церкви, который в прошлом был простым рабочим (каменотёсом и истопником на химическом заводе). Иоанн-Павел Второй пользуется уважением и популярностью не только среди единомышленников-католиков, но и во всем мире. Его глубоко уважают за многие прогрессивные акции: за мирные инициативы, борьбу за разоружение, призывы помогать бедным и страждущим, пропаганду терпимости к инакомыслию, за активное участие католической церкви в экологическом движении и др.
Большое впечатление на весь мир произвело публичное покаяние папы Иоанна-Павла Второго 12 марта 2000 г., в день, который называют “Прощённым воскресением”. На торжественной воскресной мессе в соборе св.Петра папа попросил прощения у Бога и у населения земли за всё зло, совершённое католической церковью в прошлом. “Ни один народ никогда более не будет обижен; больше никогда Церковь не прибегнет к методам насилия; никогда более не позволит себе дискриминации, репрессий, презрения к больным и обездоленным”1, - пообещал папа.
Общая характеристика вероучения католицизма. Как и в православии, основные положения вероучения в католицизме можно разделить на три слоя. Первые два назовем точно так же, как мы их назвали в православии: античнохристианский и православно-католический слои вероучения. Третий слой назовём специфически-католическим слоем вероучения.
Напомним, что античные христиане сформулировали девять основных положений вероучения. Восемь из девяти как бы по наследству перешли вкатолицизм : 1/ о Библии, 2/ о сверхъестественных существах (о Троице, об ангелах, о бесах), 3/ о душе, 4/ о почитании пророков, апостолов и евангелистов, 5/ о природе Иисуса Христа, 6/ о первом пришествии Иисуса Христа, 7/ о втором пришествии Иисуса Христа, 8/ об искуплении. Не перешло только учение о загробной жизни, ибо в католицизме о загробной жизни сложилось другое представление.
Напомним далее, что в православно-католический слой как в православии, так и в католицизме вошло шесть основных учений: 1/ о посредничестве духовенства, 2/ об основных факторах спасения, 3/ об источниках вероучения, 4/ об отношении верующих к Библии, 5/ о почитании святых, 6/ о почитании икон.
Здесь следует сказать, что в 1999 году католическая церковь внесла в учение о факторах спасения одно важное дополнение. Но чтобы понять содержание и сущность этого дополнения, надо знать вероучение лютеранства. Дело в том, что учение о факторах спасения - один из вероучительных барьеров, который разделяет католическую и лютеранскую конфессии. И дополнение 1999 года субъективно (т.е. в желаниях, стремлениях служителей культа) преследует цель преодолеть данный вероучительный барьер. Но удастся ли это сделать объективно? В реальной действительности? На этот вопрос может ответить только время. Это всё, что можно сказать об этом дополнении в данной главе. Более подробно читайте о нём в следующей главе.
В специфически-католическом слое можно выделить восемь основных положений. Первые пять отвечают точно на те же вопросы, на какие отвечает вероучение православия. Но католицизм даёт другие ответы на эти вопросы. Это учения: 1/ об исхождении Бога - Духа Святого, 2/ о загробной жизни, 3/ об отношении духовенства к браку, 4/ о составе Священного Предания, 5/ о вкушении хлеба и вина (о причащении). Три других, которые имеются только в католицизме, можно назвать следующим образом: 6/ о верховной власти папы, 7/ о непогрешимости папы, 8/ о непорочном зачатии Марии.
Специфический слой. Учение об исхождении Бога - Духа Святого. И опять нужно повторить то, о чём уже говорилось дважды. Если православные полагают, что Бог-Дух Святой исходит только от Бога-Отца, то католики убеждены, что Бог-Дух Святой исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.
К сказанному необходимо добавить вот что. И католики, и православные свое учение об исхождении Бога-Духа Святого включили в молитву “Символ веры”, которая начинается словом “Верую...” и которая произносится во время богослужения. В молитве слово “Бог” держится в уме. Православные говорят: “Дух Святой исходит от Отца”. А католики: “Дух святой исходит от Отца и Сына”. В латинской редакции выражение “и Сына” звучит как “филиокве” (“filioque”). Поэтому учение католиков об исхождении Бога-Духа Святого в литературе называют ещё учением о филиокве .
Катехизис католической церкви. М.. “Истина и жизнь”. 1998.
“Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит “от Отца и Сына (Filioque)” ... Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедал его догматически в 447 г... Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию ещё и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами.” (С.65)
“В XI веке, под непосредственным давлением германских императоров, Римская Церковь изменила текст Символа Веры, утверждённый двумя первыми Вселенскими Соборами. Согласно новому римскому тексту Святой дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по латински: a Patre Filioque), а Собор в Лионе в 1274 году уточнил: “как от единой причины”.” (С.158)
Специфический слой. Учение о загробной жизни. Католические богословы учат, что в загробной жизни, кроме рая и ада, существует ещё и чистилище. В ад идут души закоренелых (нераскаявшихся) грешников, в рай - души святых и католиков, получивших от церкви полную индульгенцию (об индульгенциях мы скажем чуть позже), в чистилище - души всех остальных людей. Никто из католиков не считает себя святым, никто из них не может быть уверен на сто процентов, что им получена полная индульгенция, и одновременно подавляющее большинство католиков убеждены в том, что они не являются закоренелыми грешниками. Следовательно, католики в основной своей массе убеждены: после смерти их души попадут в чистилище. Чистилище - это как бы “ад особого рода”, “ад временный”, “ад с ограниченным сроком пребывания в нём”. Одновременно чистилище - это и “предрай”. Души пребывают в чистилище строго определённое время в соответствии с количеством и качеством произведённых при жизни грехов. После отбывания назначенного им срока в чистилище, души, очищенные от грехов страданиями, направляются в рай.
Согласно католическому учению, срок пребывания души в чистилище можно сократить двумя способами. Первый способ: родственники и друзья покойного могут сократить срок пребывания его души в чистилищеза счёт молитв за умершего. Они должны молиться сами, а также заказывать церковные поминовения и панихиды.
Второй способ: сами верующие могут сократить срок своего будущего пребывания в чистилище за счёт приобретения индульгенций. Индульгенции (от латинского “индульгентис” - “милость”) - это определённые формы воздействия духовенства на верующих,. которые освобождают верующих от такой кары ха грехи, как пребывание в чистилище. Индульгенции бывают письменные и устные.
Письменные индульгенции - это грамоты, подписанные папой римским. В средние века письменные индульгенции продавали. В наше время индульгенции больше не продают..
Устные индульгенции практиковались в раннее средневековье и были возобновлены в девяностые годы двадцатого века. Устные индульгенции - это мистическое (сверхъестественное) воздействие процедуры некоторых богослужений на присутствующих на этих богослужениях верующих. Такие богослужения должны проводиться в определённое время (в праздники, в юбилейные годы) и в определённом месте (в святых местах, в храмах, которые получили для этого благословение папы римского). Так, например, в юбилейном 2000-м году благословение на распространение индульгенций в Санкт-Петербурге получили священники храма Успения Пресвятой Девы Марии. Возможность получить индульгенцию (причём полную) имеется у всех верующих, присутствующих на таком богослужении, но индульгенции получают не все, а только те верующие, которые выполнили ряд условий: не имеют смертных (тяжёлых) грехов, занимаются усиленной молитвенной практикой, пребывают в состоянии благодати (после исповеди и причащения), совершили дела милосердия и благотворительности. Во время юбилейного двухтысячного года при особо большом усердии в совершении добрых дел полная индульгенция может быть получена верующими на богослужении в любом католическом храме. Во время юбилейного года индульгенцию можно получить не только для себя, но и для усопших близких.
По учению католической церкви, выдача индульгенций возможна в силу совершённой Иисусом Христом искупительной жертвы и за счёт добрых дел (заслуг) святых. Причём заслуги святых называются на богословском языке сверхдолжными (преизбыточными). Что означает это название? Святые, учат католические богословы, имеют добрых дел больше, чем грехов. И ещё при жизни они очистили себя от грехов своими добрыми делами, потому и направляются Богом сразу в рай. Но остаётся некоторый излишек заслуг святых, излишек, который самим святым для спасения души не понадобился. Вот именно этот излишек заслуг католическая церковь и имеет право распределять среди верующих.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
А Петр...?Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит от Христа прозвище Кифа (т. е. скала, по- латыни - ... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан1-2. Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере. 1. Обстоятельства настоящего времени особенно побуждают нас к следующему напоминанию: мы не должны уд... |
Тертуллиан. ТворенияТертуллиан (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 220) — сын римского кентуриона, пресвитер в Карфагене, крупнейший христианский апологет; в ... |