Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - История Христианской Церкви |
Древние отцы Церкви, раскрывая учение о взаимном отношении Лиц Святой Троицы, утверждали, что Дух Святой исходит от Отца. В учении об этом личном свойстве Св. Духа они строго держались изречения Самого Спасителя: Иже от Отца исходит. Это изречение внесено в символ веры на втором Вселенском соборе. Затем, как второй, так и третий и четвертый Вселенские соборы запретили делать какие-либо прибавление к Никео-цареградскому символу. Но, через несколько столетий на местном соборе частной испанской церкви, именно толедском (589 г.), сделано было прибавление к этому символу в члене о Св. Духе — между словами: от Отца и исходящаго было вставлено слово: И Сына (filioque). Поводом к такому прибавлению послужило следующее обстоятельствою На соборе толедском решено было присоединение вест-готов-ариан к православной Церкви. Так как основным пунктом арианского ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве их, испанские богословы на толедском соборе решили поставить Сына в тоже отношение к Св. Духу, в котором находился к Нему Отец, т. е. сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и внесли в символ слово filioque. В VII и VIII веках это прибавление из испанских церквей распространилось в церквях франкских. Сам Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали filioque, когда восточная церковь высказалась против этого прибавления. Карл Великий на соборе в Ахене (809 г). даже подтвердил правильность и законность прибавления в символе слова filioque, несмотря на представления восточной церкви, и заключения собора отослал к папе Льву III на утверждение. Но папа решительно отказадся признать filioque. По его заспоряжению, Никео-цареградский символ, без слова filioque, написан был на греческом и латинском языках на двух досках, и доски положены были в храме св. Петра для засвидетельствования верности Римской церкви древнему символу. Несмотря на это, в IX и X веках учение об исхождении Св. Духа от Сына распространялось все более и более в западных церквях, так что и Римская церковь стала склоняться к нему. Восточная церковь во второй половине IX века, при патриархе Фотии, на соборах (867 и 879 гг.), обличала и осуждала это нововведение западной церкви, как противное учению Церкви Вселенской, но западная церковь не принимала во внимание голоса восточной церкви, и папа Бенедикт VIII в 1014 году окончательно внес в символ filioque. С этого времени учение об исхождении Св. Духа и от Сына утвердилось навсегда в Римской и во всех западных церквях.”
Епископ Арсений в своей “Летописи церковных событий,” упоминая о Толедском соборе пишет: “В деяниях этого собора в символе веры находим прибавку filioque, и в анафематствовании третьем говорится: “Кто не верует, что Дух Святой исходит от Отца и Сына и совечен Им, анафема да будет.” Между тем в других местах деяний заповедуется читать в церквях Испании и Галисии (включая сюда и Галию Нарбонскую, подвластную вест-готам) символ веры неизменно по образу церквей восточных. Посему некоторые считают слова “и Сына” позднейшею прибавкою; но другие небезосновательно полагают, что так действительно и веровали арианствующие готы; а за ними постепенно и тогдашние римляне испанские. Cyriaqut Lampryloss, “La mistification on elucidation d'une page d'histoire ecclesiastique,” Athenes, 1883.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Третья тайна Кароля ВойтылыНайджел Уэст - известный английский историк, специалист по проблемам разведки и шпионажа, автор многих книг на тему холодной войны и... |
Папа Ратцингер о Св. Клименте и его письме о первенстве ПетрДорогие братья и сестры, В прошлые месяцы мы размышляли над личностями отдельных апостолов и над первыми свидетелями христианской веры, о которых уп... |