Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - История Христианской Церкви |
Представителями её были:
Тертуллиан, пресвитер карфагенской Церкви, один из замечательнейших писателей западной Церкви. Он первый стал писать богословские сочинения на латынском языке, положив начало латинской церковной литературе. Тертуллиан, сын Римского сотника (150-220), в Карфагене, получил блестящее, хотя и не всестороннее, образование, и, до принятия христианства, был адвокатом. Христианином он стал уже в зрелом возрасте. Обладая блестящим умом, пылкою фантазией, твердою волею, решительным характером, он был энергичен, но раздражителен. Приняв христианство, он всю жизнь свою посвятил ему. Но, к сожалению, он увлекался монатанизмом. Основательно борясь с гностиками, он отрицал совершенно участие разума и науки в деле веры. Под конец своей жизни, он отказался от монтанизма и основал свое особое общество, члены которого назывались тертуллианистами.
Cочинения его – апологические, догматические и догматико-полемические. Одни писали до-монтанистического периода, другие после.
Св. Киприан, епископ карфагенской. Он происходил из богатой языческой семьи в Карфагене и славился как ученый ритор. Христианином стал в 246 г. на сороковом году жизни. Вскоре он был поставлен пресвитером, а в 248 г. епископом. Он был горячим почитателем Тертуллиана, прилежно изучал его сочинения, но был совершенно чужд его монтанистических воззрений. Его сочинения стоят в тесной связи со всею его деятельностью, как написанные по требованию тогдашних церковных обстоятельств и вызванные борьбой с еретиками. Из всех его сочинений первое место занимает труд “О единстве Церкви.” Он доказывает, что Церковь христианская, несмотря на множество частных церквей, есть единая, и что епископство, служащее выражением единства Церкви, также едино, несмотря на значительное количество епископов. Это положение он обосновывает на том, что сам Иисус Христос установил так, начав с св. ап. Петра. Отсюда вытекало признание им важности Римской Церкви. Но он не считал епископа Римской Церкви главенствующим над всеми епископами. Верховную власть в Церкви он усвояет всей совокупности епископов, как наследники власти ап. Петра. И на практике он не признавал такой исключительности власти Римского епископа, что видно из его спора с папой Стефаном по вопросу крещении еретиков. Впоследствии, сочинение св. Киприана подверглось искажениям, со внесением в него многих выражений, нужных Римской кафедре.
Школа Александрийская. В Александрии, как полагают, еще св. ев. Марком основано было христианское училище. Сначала оно было обыкновенною школою, бывшей при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращавшихся в христианство. Позднее оно стало богословско-учено-образовательным заведением, столь важном в этом сосредоточии всемирной образованности и учености. Такой вид придал ему один из ученых его наставников или, как они тогда назывались, катехетов, Пантен (180-191 гг), преемник Афинагора. Пантен, а затем и другие учители и ученики Александрийского училища, образуют школу писателей, т. н. Александрийскую. Представители этой школы:
Пантен был родом из Афин и первоначально принадлежал к школе стоиков. Приняв христианство, он посвятил себя распространению его как между язычниками греко-римской империи, приходившими слушать его уроки, так и между варварами, для чего путешествовал в Индию. Пантен написал несколько комментариев на св. Писание, но они не дошли до нашего времени.
Тит Флавий Климент, пресвитер Александрийский, ученик Пантена и, после него, наставник училища (191-202). Будучи язычником, он получил, по своему времени, всестороннее образование, которое усовершенствовал еще, после обращение в христианство, своими путешествиями в научной целью по Греции, Италии, Сирии и Палестине. Сделавшись в Александрии учеником Пантена, он заменил его в должности катехета, когда тот отправился проповедывать Евангелие в Индии. В новой должности Климент получил, вероятно, сан пресвитера. В гонение Септимя Севера (202), когда ему угрожала опасность, он удалился на восток и проживал в Иерусалиме, Антиохии, Каппадокийской области, продолжая ревностно трудится на пользу Церкви словом и писаниями. Возвращался ли он до смерти, последовавшей в 220 г., в Александрию, неизвестно. Деятельность его, главным образом, протекала в Александрийском училище, где он, толкуя св. Писание, раскрывал пред своими слушателями христианское вероучение так доказательно и убедительно, что многие из язычников под влиянием его уроков, обращались в христианство. В своих сочинениях он стремился облечь христианское учение в научную форму. При этом, вопреки мнению некоторых отцов и учителей Церкви, чуждавшихся философии и науки, он считал таковые полезными для христианства, поскольку они, образуя человеческий ум, помогают глубокому и всестороннему пониманию христианского вероучения. Его труд “Строматы” представляет первые попытки соглашения веры и науки, заключая в себе изложение вероучения, возведенного, при помощи философских умозрений, на степень религиозно-философского знания. Понимание откровенного учения в его основах научным образом Климент называет истинным гносисом и обладающих им—истинными гностиками, в противоположность ложному гносису языческих философов и язычествующих еретиков христианской Церкви. Не отступая от положительного учения веры, Климент, под влиянием начал Филоновского платонизма, приходил к напрасному отрицанию буквального смысла писаний и замене его, без нужды, таинственным, аллегорическим.
Ориген, преемник Климента в должности наставника училища, был одним из величайших ученых своего времени не только между христианами, но и язычниками. Своею просвещенною деятельностью в Александра и других местах, а также сочинениями, он приобрёл сильное влияние на современников Им создано в церковном просвещении особое богословское направление, которое сохранялось долгое время после его смерти” Он родился в Александрии ок. 185 г. Отец его Леонид, Александрийский ритор, был научно и христиански образованными. Под его руководством он и получил первоначальное образование, проявляя с юных лет необыкновенные дарования. Знания его обогатили уроки Климента. В гонение Септимия Севера (202 г). был замучен Леонид. Ориген хотел разделить его участь. Удержанный матерью, он писал отцу в темницу, убеждая его не отступать от веры. Одна богатая женщина дала ему помещение в своем доме, но он ушел от неё, т. к. в дом её собирались еретики. Ориген решил сделаться преподавателем словесных наук и тем добывать себе содержание Многие язычники, желавшие принять христианство, обращались к нему с просьбой научить их истинам, — и он сделался огласителем. Во время гонений он ободрял и поддерживал верующих, безбоязненно посещая заключенных, сопровождая их в суды и даже на место казни, причем сам едва избегал смерти. Оригена оценил епископ Александрийсюй Димитрий, который в 203 г. поручил ему должность катехета и начальника огласительнаго училища, вместо Климента, удалившегося на восток. Ревностно преподавая, он свободное время проводил в молитве, в изучении св. Писания и стремился всти жизнь аскетическую. Желая сделать себя безстрастным он дошел до того, что оскопил себя. Слава Оригена, как великого христианскаго учителя, привлекала к спору с ним многих языческих философов. Для большей успешности в таких спорах Ориген отлично изучил все философские системы. Свои познания он расширил путешествием в Палестину, Грецию и Рим. Для противопоставления ученым язычникам истин христианских, Ориген признал полезным для Церкви принять от язычников научную форму, в которую можно вложить христианское вероучение. Число его учеников все увеличивалось, он нашел помощника, в лице друга своего Иракла, и разделил школу на две половины. Иракл преподавал начинающим ученикам, а сам Ориген более совершенным. Языческие философы и еретики приходили слушать Оригена и учиться у него. Среди обра-щенных им был видный еретик Амвросий, ставший потом его другом. В 217 г. Ориген был приглашен одним князем для проповеди в Аравии. Въ 219 г. он отправился в Палестину и обосновался въ Кесарии, т. к. въ Египте было опасно жить изъ за междоусобной войны. Епископ кесарийский Феоктист, дозволил ему в своей церкви и в своем присутствии беседовать и изъяснять св. Писание, хотя он не был еще рукоположен во пресвитера. Это вызвало неудовольствие Александрийскаго епископа Димитрия, считавшего, что мирянину не следует публично учить в церкви. Он потребовал возвращения Оригена в Александрию, что тот и выполнил. В 220 г. Ориген был вызван в Антиохию, ко двору Юлии Маммеи, матери имп. Александра Севера. В 228 г. его вызвали в Грецию, где возникла ересь. Сам еп. Димитрий отправил его туда для борьбы с нею. По пути, въ Палестину, друзья Оригена, епископ Феоктист кесарийсюй и Александр Иерусалимский, поставили его в пресвитера, считая, что тогда он будет иметь больше значения у еретиков. Когда через два года он вернулся в Александрию, то был встречен недружелюбно еп. Димитриемъ. Слава его возбуждала в нем зависть. Считал он и нарушением своих прав посвящение Оригена епископами других Церквей. Скопчество Оригена Димитрий признавал препятствием къ поставлению его пресвитером. На соборе в Александрии Ориге-ну запрещено было учить в Александрии и указано пребывать вне Александрийской епархии (231 г.). Найдены были в сочинениях Оригена некоторые вольные мысли. Постановлениемъ собора в 232 г. Ориген был извержен изъ пресвитерского сана и отлучен от Церкви. Он еще до окончания суда удалился на восток к своим друзьям епископам, у которых нашел дружественный прием. Епископы в Палестине, Финикии, Аравии, Ахании были на стороне Оригена и против его отлучения.
Ориген сосредоточил всю свою ученую деятельность в Кесарии. Он основал такое же училище, как и в Александрии, которое славилось многими учеными мужами. В 244 и 248 годах Ориген принимал участие на соборах аравийских против еретиков. Силой своего убеждения он заставил еретиков отказаться от своего учения. В гонение Декия Ориген подвергался истязанию. В 254 г., обессиленный старостью (ему было ок. 70 л). и претерп-енными муками, он умер в Тире, в мире и общении с Церковью.
Ориген обладал всестороннею ученостью, и общей и богословской. Он написал сочинения по всем отраслям богословского знания и получил прозвание адамантоваго. Древние (св. Епифаний) приписывали ему до 6000 сочинений, считая, конечно, все беседы его и письма. Особенно замечательны его труды по исслендованию св. Писания. Для проверки греческого текста он изучил еврейский язык. Много потрудился он по части толкования св. Писания. Во всяком месте Писания Ориген находил троякий смыслъ: буквальный, нравственный и таинственный, причем слишком увлекался последним. Из многочисленных сочинений его против еретиков не сохранилось до нашего времени ни одного. Об его труде “Против Цельса” говорилось выше. Из догматических его сочинений особенного внимания заслуживают его “Строматы” в 10 книгах, из которых сохранились только отрывки, и “О началах” т. е. вещей или веры. Оно сохранилось в латинском переводе, представляя собою первый опыт научного, систематического изложения христиан-ских догматов. В этом труде есть спорные и неправильные места. Некоторые его воззрения послужили поводом к развитию ереси. Свои произвольные мысли он высказывал не как учение Церкви, а как свои личные предположения. Таковы его мнения: о творении душ человеческих прежде творения этого видимого мира (теория предсуществования душ); о падении их всех в одно время; о существовали многих миров прежде творения этого видимого мира; о наступлении времени, когда мучения грешников прекратятся. (Е. Смирновъ).
Ориген хотя и был удален из Александрии, но направление, сообщенное им церковному просвещению, оставалось там во всей сил. Оригеновская школа процветала и в Кесарии. В обоих школах были у него горячие приверженцы и послдователи. Из Александрийских учеников особенно замечателен Дионисий, которого в 233 г. назначили учителем, вместо Иракла, поставленнаго епископом. Дионисий с 248 по 265 гг. был Александрийским епископом. Происходил он из благородного и богатого Александрийского семейства. Его деятельность была очень плодотворна для Церкви. Во время гонений Декия и Валериана он показывал своей ревностью пример пастве. При-нимал он самое живое участие в разрешении всех вопросов, занимавших в то время Церковь. По старости он не смог принять лично участие в соборе против Павла Самосатскаго, письменно изложил свое осуждение его. Из творений Дионисия сохранились только отрывки.
Въ Кесарш изъ школы Оригена вышли:
Григорий Чудотворец. Он происходил из богатой языческой семьи и готовился к адвокатской деятельности. В 231 году в Кесарии он встретился с Оригеном; сделался христианиом и, под его руководством, ревностно занялся изучением богословия. В 244 г. Григорий был поставлен епископом кесарийским и проявил себя ревностным распространителем христианства. Известны его творения: символ веры о Св.Троицъ, каноническое послание в ответъ на запросы некоего духовного лица, вызванные готским нашествиемъ и панегирик Оригену. Преставился он около 270 г.
Св. Памфил, пресвитер кесарийский. Он получил богословское образование в Александрийскомъ училище, где слушал наставника Персия (265-281). Получивши сан пресвитера в Кесарии он продолжал труды Оригена въ тамошнем училище. С особенною любовью он занялся устройством библиотеки при училище, основанной еще Оригеном, для чего собирал списки св. Писания и творений отеческих. Списки св. Писания, вышедшие из рук священномуч. Памфила, считались в древности драгоценностью, т. к. отличались верностью. Блаж. Иероним пи-сал о нем: “Памфил до того был привязан к священным книгам что своею рукой переписал большую часть книг Оригена по св. Писанию. Рукописи его до наших дней хранятся в кесарийской библютеке.” Св. Памфил скончался мученически в 309 г. Находясь в темнице, он написал в 5 книгах сочинение в защиту Оригена, законченное его учеником и другом, Евсевием, епископом кесарийским, первым крупным церковным историком.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Трибунал Ватиканского государства: инаугурация 81-го судебноВ Ватиканском Государстве наибольшее количество судебных процессов в мире по отношению к числу населения. «Это вовсе не значит, что его жи... |
Болезни Пап: тайны и государственные интересыПапа Пий III был первым главой католической церкви, которого оперировали: это было в 1503 году, у Папы была подагра. Затем – ... |