Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - История Христианской Церкви |
Монашеские ордена.
На западе, еще в 10-ом веке, — против нравственной распущенности, охватившей все классы общества и даже монашество, были предприняты попытки восстановить строгий древний монашеский образ жизни. Явилась клюнийская конгрегация, которая и восстановила устав, завещанный Бенедиктом Нурсийским. Но и эта конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Распущенность царила во всей силе в 11 и последующих веках, как среди мирян и духовенства, так и среди монашества. Монастырская дисциплина ослабела даже в клюнийских монастырях. Поэтому продолжались попытки при помощи монашеского образа жизни осуществить идеалы истинно христианской жизни. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мирскую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые, ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, которые составляют отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем ново устроенным орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в западной церкви в 11-15 веках, более замечательны следующие:
“Орден систерсийский или бернардинский.” Он был основан в 1098 г. одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых годах поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в одно пустынное место, Сито, близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден систерсийский. Правила были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств жизни, и строго-подвижническая жизнь. Папа Пасхалий 2-ой (1099-1118) утвердил этот орден. Но из-за слишком строгих правил первое время было немного членов. Орден этот начал увеличиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г). знаменитый Бернард Клервосский (по имени монастыря Клерво, где он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым и его влиянию подчинялся не только народ, но и папы и князья. Уважение было перенесено и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г). его орден, уже как бернардинский, распространился по всей Европе, — во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Дании и проч. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и бернардинские монастыри стали в уровень с другими западными монастырями.
“Орден кармелитов.” Этот орден был основан в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертольдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине 12 в., поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образу древних восточных подвижников. В начале 13 в., латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на востоке, переселились на запад. Так как здесь подвижничество туго прививалось, то кармелиты, с разрешения папы, оставили свой палестинский устав и приняли устав одного из нищенских орденов — францисканского. Впоследствии, в 16-м веке, орден кармелитов прославился особенно в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезии.
“Орден францисканский.” Основателем его был Франциск (род. 1182 г.), сын купца в г. Ассиз. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя на служение Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве Апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, решили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 г. странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов (их первоначальное наименование). Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, этот орден принял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих. Папа Иннокентий 3-ий, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден был утвержден буллой папы Гонория 3-го, причем они получили право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассиз в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г). его орден распространился уже по всем странам западной Европы и считал у себя тысячи монахов.
“Орден доминиканский.” Он основан был, в одно время с францисканским, одним священником и каноником в Испании, Домиником (род.1170 г.). В конце 12 и начале 13 веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южной Франции и производили здесь большие волнения. Доменик, при проезде через южную Францию, познакомился с ее еретическим населением и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий 3-ий дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий 3-ий утвердил устав ордена. Главным его занятием должно было быть обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди. От занятия проповедью, он получил название ордена братьев-проповедников, потом же в честь основателя стал называться доминиканским. В 1220 г. Доминик сделал существенное изменение в уставе, и по примеру францисканцев, присоединил к обетам братии — нищенство. Различие с францисканцами составляло то, что для обращения еретиков и утверждения католичества, доминиканский орден принял ученое направление и действовал как орден ученый, в среде высших сословий. По смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей западной Европе.
Ни один монашеский орден (за исключением впоследствии иезуитов), не прибрел в Римской церкви такого важного значения, как нищенские ордена — францисканский и доминиканский. Причина заключалась в особом их характере деятельности. Монахи других орденов, согласно своим обетам, проводили жизнь вдали от общества и заботились о своем только спасении. Им не было предоставлено участие в церковных делах, и даже папами была им запрещена пастырская деятельность. Однако нищенские ордена были предназначены своими основателями, действовать среди общества в интересах церкви, и папы еще облегчали им выполнение их предназначения, предоставив право широкой пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше сказать, составили особую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Благодаря такому положению нищенствующие монахи на первых порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерам, проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т.п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда инквизиция была предоставлена их ордену, являются вроде судей над еретиками и вообще противниками веры и церкви. В то же время нищенские ордена были представителями в то время благочестивой жизни. Все это упрочило их важное значение в церкви. К сожалению, эти ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего назначения — содействовать спасению человеческих душ. Всю свою деятельность и влияние они стали употреблять исключительно на утверждение папской власти. Был при этом забыт их основной обет — апостольская нищета, и их строгая дисциплина сменилась, особенно в 15 веке на распущенность.
Из остальных монашеских орденов Римской церкви 11-15 веков следует упомянуть разве об ордене августинском, появившемся в половине 13 века и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
СильверстСвятой Сильвестр входит в число первых римских пап (33-й папа, считая от ап.Петра ) и в число первых почитаемых католических св... |
Папе Римскому не чуждо ничто человеческоеКак и все люди, Папа Римский Иоанн Павел II тоже сожалеет, когда летний отпуск подходит к концу. Глава Римско-католической церкви признался в ... |