Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Католицизм |
Слово «католический» происходит от греческого слова «καθολικός», что значит «всеобщий, всецелый, всемирный». Это слово содержится в Символе веры и по-славянски переводится как « соборный »: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Исповедуя этот Символ веры, Православная церковь выражает свою веру в то, что она одна есть святая кафолическая (вариант произношения — католическая) Апостольская церковь. С этой точки зрения считается, что святая Католическая церковь есть Церковь православная и что римские христиане, как нарушившие чистоту православного вероучения, присвоили себе это название несправедливо. Однако, ввиду всеобщей распространенности именования Римской церкви католической, это традиционное название используется как условное.
ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЕЙ
До середины XI века восточные и западные христиане, несмотря на периодические споры, сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один — Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.
В силу различных, в том числе политических и культурных причин между западными и восточными христианами постепенно ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Евхаристию по благословению местного канонического (то есть законного) епископа.
Первыми по чести среди епископов считались епископы (патриархи) Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Это отражалось в порядке поминовения их имен во время богослужения. Но благодать и власть у всехепископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без приглашения. В Риме власть папы постепенно стали понимать иначе. Папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире.
Верховной властью в Церкви христиане всегда наделяли собор епископов, беря пример с того, что апостолы важные решения принимали на своем соборе. Ни один апостол не имел права сам принимать решения, которые были бы обязательными для всех остальных. Такие решения принимались всеми вместе.
Рим изменил этому правилу и общей христианской традиции и объявил, что папа может самостоятельно распоряжаться всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов власть папы была объявлена выше власти Вселенских соборов. Естественно, что с этим восточные христиане согласиться не могли.
РАЗРЫВ РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ
Однако окончательный разрыв единства Рима с Православной церковью произошел по инициативе Рима. В 1054 г. посланник папы на переговорах с восточными христианами кардинал Гумберт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в том, что тот изъял из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца: «Верую... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Гумберт требовал, чтобы было «Иже от Отца и Сына исходящаго».
Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гум-берта, но исправить положение они уже не смогли. Гумберт предал анафеме (Анафема — отлучение от Церкви.) Константинопольского патриарха и всех находящихся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных епископов в Константинополе предал анафеме самого Гумберта и, на основании действительного изменения Символа веры Римом, окончательно вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.
История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Символа веры был принят на I и II Вселенских соборах (I Вселенский собор - 325 г., г.Никея, II Вселенский собор — 381 г., г.Константинополь.), а III Вселенский (IIIВселенский собор — 431 г., г.Ефес.) собор запретил вносить в него изменения. В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латыни — «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца. С этим искажением Символа веры первоначально боролись сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Символ веры в его искаженном виде.
ПРЕПЯТСТВИЯ К ЕДИНСТВУ
До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к восстановлению единства Рима с православием.
Второе препятствие — притязание Папы Римского на власть над всей Христианской церковью. Поместные православные церкви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутренних делах и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвященника.
В 1870 г. Рим принял догмат о том, что папа является непогрешимым, когда официально (ex cathedra — с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. Но в истории известны случаи, когда папы бывали еретиками и когда ошибались даже Соборы. Православие, указывая на эти случаи, а также основываясь на обещании Иисуса Христа, что врата ада Церковь не одолеют, верит в непогрешимость только всей Церкви в целом и отвергает претензии на непогрешимость какого бы то ни было человека.
Другое важнейшее отличие в вере состоит в том, что Римская церковь считает благодать сотворенной, то есть чем-то принципиально отличным от Бога. Это означает невозможность непосредственного общения Бога с человеком. Опыт и богословие православия осознают благодать несотворенной, то есть причастной Божеству, и видят в ней главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.
Имеется и множество других особенностей католической веры, с которыми православие не может согласиться.
Например, по католическому учению о спасении, христианин должен жить благочестиво, каяться и творить добрые дела не только ради спасения души, но еще и для принесения разгневанному грехами Богу удовлетворения за грехи, чтобы избежать наказания после смерти. В отношения человека с Богом привносится рационалистически-юридический аспект. Католики утверждают, что святые и подвижники делают добрых дел больше, чем это необходимо, и таким образом создается «сокровищница заслуг». Эти заслуги Римская церковь перераспределяет (в прошлом это делалось за деньги) в виде «индульгенций» (милость, снисходительность) тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. «Индульгенции» якобы помогают сократить временные загробные мучения, которым подвергаются грешники в чистилище (особом месте испытаний, существующем, по мнению Рима, отдельно от рая и ада).
В католическом вероучении есть догматы, искажающие учение Церкви о Пресвятой Богородице. Утверждается, что Дева Мария от рождения стала свободной от первородного греха, подобно Адаму и Еве до грехопадения. Таким образом, оказывается, что еще до искупительной жертвы Христа стала возможной всецелая святость хотя бы одного человека. Тогда подвергается сомнению Богочеловечество Иисуса Христа: истинно ли человеческую природу воспринял Он от Богоматери? В связи с принятым в 1950 г. догматом о телесном вознесении Божией Матери на небо Рим учит, что Богородица умерла добровольно (ведь свободная от первородного греха Она неподвластна смерти) и стала вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. Здесь серьезное противоречие с учением Церкви о Христе как о единственном Посреднике между Богом и людьми.
Для Церкви всегда самым важным в ее жизни была чистота и истинность веры. Истинная вера указывает ориентиры, опираясь на которые человек спасается. Вера является выражением общего опыта Церкви и описанием той духовной реальности — Бога, — в которой Церковь живет. Если начинают возникать мнения, не согласные с общим опытом Церкви, это значит, что сторонник новой веры не имеет общего опыта с Церковью и, следовательно, не живет с ней одной жизнью. Такие понятия о Боге и взгляды на духовную жизнь, которые противоречат духовному опыту Церкви, называются ересью.
«Filioque», папская непогрешимость, тварная благодать — это очень серьезные ереси, которые привнесли значительные искажения во весь строй духовной жизни западных христиан. До тех пор, пока Рим будет придерживаться этих ересей, православные христиане не смогут вступать с католиками в церковное общение, состоящее в общем Причастии и молитве. В противном случае это значило бы отказ от истинной веры и, следовательно, от спасения.
ДРУГИЕ РАЗЛИЧИЯ
Кроме различий в вере, существуют и отличия в богослужении, церковном устройстве и управлении, праздниках, календаре и т.д. Однако они не являются основными препятствиями церковного единства.
Православие не согласно с совершением крещения обливанием или кроплением (вместо полного погружения в воду), с употреблением на Литургии, называющейся у католиков Мессой, бесквасного (пресного, недрожжевого) хлеба (Для православных бесквасный хлеб является символом ветхозаветной пасхи, времен ожидания пришествия Христа Спасителя.) и причащением мирян только Телом, но не Кровью Господа; с отказом причащать младенцев и сокращением подготовительного поста перед Евхаристией до одного часа.
Особенностью римо-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства или целибат, хотя Священное Писание не ставит безбрачие условием исполнения священнических обязанностей. Более того, считающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат. В дополнение к существующим во Вселенской церкви степеням священства введен еще сан кардинала. Кардиналы являются высшими духовными лицами после папы, сейчас их около 150. Они образуют так называемую священную коллегию, которой принадлежит право выбирать римского папу.
Центром католицизма является государство Ватикан, находящееся в Риме. Папа, считающийся наместником Христа на земле, является абсолютным монархом государства Ватикан, которое, хотя и крошечное, имеет все государственные атрибуты, в том числе вооруженные силы, денежные знаки, флаг и даже тюрьму.
Диалог православия с Католической церковью ведется с перерывами с момента отпадения Рима, но пока к существенным результатам не привел.
Со второй половины XX века Католическая церковь предпринимает значительные усилия для того, чтобы ее проповедь и жизнь могли быть восприняты современными людьми. Так, например, разрешено богослужение на национальных языках, в связи с чем во многих странах началась кропотливая работа по переводу богослужебных текстов (до этого месса совершалась только на латыни), уделяется большое внимание работе с молодежью и т.д.
Католическая церковь является самой крупной из всех христианских церквей. Она объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют преимущественно в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки.
Несмотря на принципиальные отличия, в вере и жизни Православная и Католическая церкви имеют много общего. Это позволяет не терять надежду на возвращение Рима к православию. Эту надежду укрепляет еще и то, что в нашем веке многие выдающиеся католические богословы пришли к пониманию истинности православной веры.
Приложение к уроку №21
Исповедание веры папы Павла VI
...Верую в единую, святую, католическую и апостольскую Церковь, воздвигнутую Иисусом Христом на камне, имя которому Петр. Церковь — это мистическое Тело Христово: видимое общество с иерархической структурой и одновременно духовное сообщество. Земная Церковь, она есть народ Божий, странствующий в дольнем мире, и она же — Церковь, изобилующая небесными дарами. Она — начаток и первенец Царства Божия, через которое в человеческой истории продолжаются деяния и искупительное страдание Христа и которая вполне осуществится в славе по окончании времен. Во времени же Господь Иисус создает Свою Церковь через таинства, чей исток — в Его всеполно-те. Именно благодаря им члены Тела Христова причастны тайне смерти и Воскресения Христа в благодати Святого Духа, источника жизни и деятельности Церкви. Итак, Церковь свята, хотя и принимает в свое лоно грешников; свята потому, что у нее нет иной жизни, кроме жизни благодатной: живя жизнью Церкви, члены ее приобщаются к святости; уклоняясь же от участия в жизни Церкви, они впадают в грех и в расстройство, затемняющее сияние святости. Вот почему Церковь страдает и кается в грехах, от которых она властна избавить своих чад Кровью Христа и даром Святого Духа.
Наследница Божественных обетований и дочь Авраама в Духе через Израиль, чье Писание она хранит с любовью и чьих Патриархов и Пророков чтит; утвержденная на апостолах и передающая из века в век их вечно живое слово и пасторскую власть, воплощенную в преемнике Петра и в связанных с ним верообщением епископах; постоянно содей-ствуемая Духом Святым, Церковь исполняет свое служение: хранить, учить, объяснять и распространять Истину, прикровенно сообщенную Богом через Пророков и полностью явленную в Господе Иисусе. Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием — писанном и передаваемом иным образом, и во что Церковь предлагает верить как в Божественное Откровение, в какой бы форме оно нам ни сообщалось: торжественного провозглашения, повседневного учительства или вселенского магистериума. Мы веруем в непогрешимость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пастырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом коллегией Епископов, которые вместе с ним осуществляют верховное учительство.
Веруем, что основанная Иисусом Христом Церковь, за которую Он молился, нерушимо едина в вере, культе и иерархической структуре верообщения. В лоне этой Церкви богатство литургических обычаев, закономерное многообразие теологического и духовного наследия и местных особенностей вовсе не уничтожают ее единства, но еще более выявляют его.
Признавая таким образом существование вне организма Церкви Христовой многочисленных элементов истины и освящения, в собственном смысле присущих именно ей и обнаруживающих тенденцию к кафолическому единству, и веруя в действие Святого Духа, пробуждающего в сердце последователей Христа стремление к этому единству, мы надеемся, что христиане, пока еще не находящиеся в полном общении в рамках единой Церкви, объединятся однажды в одно стадо во главе с одним пастырем..
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Главное археологическое открытие Понтификата Пия XII10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В огромном соборе святого Петра в Риме собрались тысячи верующих; в едином ск... |
СильверстСвятой Сильвестр входит в число первых римских пап (33-й папа, считая от ап.Петра ) и в число первых почитаемых католических св... |