Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Папство- Век двадцатый |
Иные отношения складывались у Ватикана при Пии Х с французской буржуазией.
Церковь во Франции давно восстановила свои позиции, подорванные в годы революции 1789 г. В начале XX в. число монахов и монахинь достигло во Франции 200 тыс. человек и священников-свыше 38 тыс. В 1900 г. недвижимость только монашеских орденов оценивалась в 1071775260 франков. Л. А. Борисов. Из истории борьбы за отделение церкви от государства и школы от церкви во Франции.- Вопросы истории религии и атеизма . Начальное, среднее и высшее образование находилось в значительной степени под контролем церкви. В 1899/1900 учебном году дошкольные церковные учреждения посещал 343 641 ребенок, имелось 19222 католических начальных школы, в которых обучалось 1589465 мальчиков и девочек. В средних школах, контролируемых церковью, обучалось 91 006 учеников, в то время как в государственных - 86 321 ученик. Католические университеты имелись в Париже, Лионе, и Анжере. Л. А. Борисов. Из истории борьбы за отделение церкви от государства и школы от церкви во Франции.- Вопросы истории религии и атеизма , выпуск 10.
Стремление церкви подчинить своему контролю систему образования вызвало раздражение в кругах французской буржуазии. Интересы капиталистического развития требовали ограничения ретроградного влияния католической церкви на образование. В 1904 г. французское правительство издало закон о светском обучении, запрещавший церковникам содержать учебные заведения. Это вызвало резкие протесты со стороны духовенства и крайних реакционеров, а также Пия X.
В апреле 1904 г. в связи с официальным визитом президента Франции Лубэ по приглашению итальянского короля в Рим Пий X, следуя уже установившейся в Ватикане традиции, в ноте французскому правительству оценил этот визит как оскорбление главы католической церкви. Публикация ватиканской ноты Жоресом в газете Юманите накалила антиклерикальные страсти в стране. Французское правительство порвало дипломатические отношения с Ватиканом, а 9 декабря 1905 г. приняло закон об отделении церкви от государства.
Закон был отнюдь не всеобъемлющим, как это могло показаться на первый взгляд. Он ликвидировал конкордат, заключенный еще Наполеоном I в 1801 г., предписал создание вероисповедных ассоциаций, которым передавалось церковное имущество, в частности церковные здания, подтверждал запрещение конгрегациям заниматься преподаванием, но сохранял миссионерские школы в колониях и церковные учебные заведения в метрополии, готовившие преподавателей для миссионерских школ. Закон запрещал преподавание религии в школах, но разрешал проведение в них, а также в приютах и тюрьмах богослужений за счет государства. Кроме того, государство обязывалось выплачивать церковникам пенсии и различного вида пособия.
Протестантское и иудейское духовенство приняло закон. Часть служителей католического культа также готова была с ним смириться. Церковная же иерархия под давлением Ватикана решительно его отвергла.
Папский престол со времен французской революции 1789 г. решительно возражал против отделения церкви от государства. В XIX в. Ватикан вел подлинную войну против латиноамериканских государств-Мексики, Эквадора, Венесуэлы, Бразилии, правительства которых выступали за отделение церкви от государства. Только в странах, где, как в США, католики составляют меньшинство, Ватикан соглашался с этим принципом. Там же, где большинство населения исповедовало католицизм, папство настаивало не только на праве церкви контролировать систему актов гражданского состояния, но и систему образования, осуществлять духовную цензуру, получать правительственные субсидии, не платить налоги и пользоваться рядом других привилегий.
Пий Х в энцикликах Vehementer Nos ( Co всей настойчивостью мы ) и Gravissimo officii ( Важнейшие услуги ), опубликованных в 1906 г., решительно осудил отделение церкви от государства во Франции. Папа призвал французских католиков и духовенство не подчиняться властям, в частности не создавать вероисповедных ассоциаций, в распоряжение которых, согласно закону, передавались церковные здания. В спешном порядке Ватикан причислил Жанну д'Арк, сожженную в 1431 г. по решению инквизиционного трибунала, к лику блаженных. Пий Х использовал это обстоятельство для мобилизации французских клерикалов против правительства. Агентура Ватикана во Франции активно сотрудничала с ультраправыми и монархистами в подготовке заговоров против республики. Папа римский надеялся, что ему удастся заставить правительство Франции отказаться, подобно Бисмарку, от антиклерикального курса. Но он просчитался. Французская буржуазия вовсе не намеревалась отступать с занятых позиций. Этот конфликт еще более укрепил антифранцузские настроения Пия X.
Он всячески выказывал свои симпатии Германии и Австрии, с победой которых в грядущей войне надеялся вернуть былое влияние католической церкви не только в Италии, но и во Франции. Дипломатические отношения Ватикана с Францией так и не были возобновлены при Пии X.
Борьбу Пия Х против французской республики поддерживали далеко не все католики в этой стране. Это относится, в частности, к католической организации Силлон ( Борозда ), возглавлявшейся одним из идеологов христианской демократии-Марком Санье (1873-1950). Силлонисты стояли на позициях признания республиканского режима и сотрудничества с ним. Что касается социальной программы, то они, стараясь удержать трудящихся под своим влиянием, осуждали капитализм и относились с симпатией к борьбе рабочих за повышение их жизненного уровня. Санье и его сторонники признавали авторитет церкви в вопросах веры, возражая против церковного контроля в мирских делах. Позиция Санье в известной степени перекликалась со взглядами Ромоло Мурри. Оба эти католические деятели находились тогда на левом фланге католического движения. Естественно, что, осудив в Италии Мурри и его сторонников, Пий Х некоторое время спустя расправился также с Марком Санье и его Силлоном .
В августе 1910 г. Пий Х направил французским кардиналам послание, в котором обвинил силлонистов в модернистской ереси, отходе от церковного социального учения, сотрудничестве с приверженцами других культов. Папа потребовал распустить Силлон . Комментируя это папское послание, тогдашний поверенный в делах при Ватикане князь П. П. Волконский писал в августе 1910 г:
С. Д. Сазонову, занимавшему в то время пост министра иностранных дел России, что папский документ представляет собою, в сущности, обвинительный акт против силлонистов... является своего рода проповедью политического консерватизма .
Французский епископат и руководители Силлона подчинились требованию папы, и Силлон прекратил свое существование.
x x x
В 1910 г. у Ватикана возникла конфликтная ситуация в отношениях с Португалией, где произошла буржуазная революция. В Лиссабоне к власти пришли антиклерикалы. Новое правительство распустило монашеские ордена, изгнало из страны иезуитов, монахов-иностранцев, провозгласило отделение церкви от государства. Пий Х решительно осудил эти акты португальского правительства и призвал католиков не повиноваться им.
Не ладились у католической церкви дела и в Латинской Америке. С 1910 г. стали поступать тревожные вести из Мексики, где в результате народного восстания был свергнут многолетний диктатор Парфирио Диас, покровительствовавший католической церкви. В стране разразилась гражданская война, местная церковная иерархия с благословения Пия Х поддержала группировку генерала
Викториано Уэрты, убийцы и крайнего реакционера, тесно связанного с правящими кругами США. Позиция церковной иерархии вызвала волну народного гнева, что угрожало католической церкви серьезными осложнениями.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Война с ведьмами - борьба с нечистой силой или совершенствовИллюстрации допросов еретиков в средневековье - наглядные доказательства человеческой жестокости и ненависти. Людей, попавших под подозрение, пытали изощренно и очень до... |
Поляки хотят захоронить сердце Папы Иоанна Павла II в КраковПоляки хотели бы захоронить сердце Кароля Войтылы, больше известного как Папа Римский Иоанн Павел II, в королевском дворце в Кракове. Епископ, бы... |