Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - События |
I. СОЕДИНЕННЫЕ В БЛАГОДАТИ ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВ
1. Идите по всему миру, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (ср. Еванг. от Матфея, гл. 28, ст. 19; Еванг. от Марка, гл. 16, ст. 15).
Католическая Церковь обращается своим ликом к находящимся в Риме гробницам святых апостолов Петра и Павла, желая выразить Богу Единому и Троичному свою глубокую благодарность за то, что тысячу лет тому назад эти слова Спасителя воплотились на берегах Днепра, в Киеве - столице Руси. Действительно, подобно княгине Ольге и князю Владимиру, жители этого града были посредством таинства крещения привиты ко Христу.
Подражая моему блаженной памяти предшественнику, Пию XII, который пожелал торжественно отпраздновать 950-летний юбилей Крещения Руси, и я хочу настоящим Посланием восславить и возблагодарить неизреченного Бога - Отца и Сына и Святого Духа, призвавшего к вере и благодати многие народы и нации, дочери и сыны которых восприняли христианское достояние того крещения, что было совершено в Киеве. В восточных регионах европейского континента таковые принадлежат прежде всего к народам русскому, украинскому и белорусскому.
Благодаря деланию Церкви, получившей начало при крещении в Киеве, это наследие перешло за Урал, ко многим народам Северной Азии, вплоть до Тихоокеанского побережья и даже еще дальше. Поистине по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Посл, к римлянам, гл. 10, ст. 18).
Мы воздаем благодарность Духу, ниспосланному в день святой Пятидесятницы, за это великое распространение христианского достояния, которое началось в год Господень 988-й, и желаем сосредоточить наше внимание прежде всего на спасительной тайне самого крещения. Оно есть, как учит Господь Иисус Христос, таинство возрождения от воды и Духа Святого (см. Еванг. от Иоанна, гл. 3, ст. 5) и вводит человека, усыновленного Богом, в вечное царство. И святой Павел говорит о погребении в смерть Искупителя, дабы воскреснуть вместе с Ним для новой жизни в Боге (ср. Посл, к римлянам, гл. 6, ст. 4). Таким образом, когда для восточных славян, населявших Великое княжество Киевской Руси, наступила полнота времен (ср. Посл, к галатам, гл. 4, ст. 4), они вошли в воды святого крещения и вверили себя спасительному замыслу Божьему. Они услышали весть о великих делах Божиих>, и, как некогда в Иерусалиме, наступила также и для них Пятидесятница (ср. Деяния апостолов, гл. 2, ст. 37-39). Погрузившись в воды крещения, они опытно познали возрождающее омовение (Посл, к Тимофею, гл. 3, ст. 5).
В византийском богослужении необычайно выразительна древнейшая молитва на освящение крещальной воды, которую восточное богословие отождествляет с водами Иордана; подобно тому как это делали обитатели Иудеи и Иерусалима (ср. Еванг. от Марка, гл. 1, ст. 4), в эти воды вступил Спаситель людей, дабы получить крещение покаяния: И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник... ...Ты, Господи, Владыка всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа [ср. 2 Посл, к коринфянам, гл. 7, ст. 1], ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия [ср. Посл, к Титу, гл. 3, ст. 5], обновление Духа [ср. там же], сыноположения дарование [ср. Посл, к римлянам, гл. 8, ст. 15], одеяние нетления, источник жизни (Псалом 36/35/ст. 10]. Явися, Господи, на волей сей, и даждь претворитися в ней крещаемому (или крещаемей), во еже отложити убо ветхого человека... облещися же в навага, обновляемаго по образу создавшага его (или ю), да быв сраслен (или сраслена) подобию смерти Твоея крещением, общим (или общница) и воскресения будет: и сохранив (или сохранивши) для святаго Твоего Духа, и возрастав (или возраставши) залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричется перворожденным написанным на небеси, в Тебе Возе и Господе нашем Иисусе Христе .
Те, кто был далече, через крещение вошли в тот животворный круг, где Пресвятая Троица - Отец, Сын и Дух Святой - отдает себя человеку, творит в нем сердце новое, свободное от греха и проникнутое сыновним послушанием вечному замыслу любви.
Одновременно эти народы и каждый принадлежавший к ним человек вошли в великую семью - Церковь: здесь они смогли участвовать в святой Евхаристии, внимать Слову Божьему и свидетельствовать о нем, жить в братской любви и преломлять духовные блага, ими делиться. Все это находило символическое выражение в древних обрядах, когда вновь крещенные, облаченные в белые одеяния, составляли процессию и направлялись из крещальни к верным, собравшимся в храме. Шествие это приобщало новокрещенных к литургической жизни и одновременно символизировало их вхождение в евхаристическую общину Церкви, которая есть Тело Христово.
2. С сердцем, проникнутым этим духом и этими чувствами, мы желаем принять участие в праздновании тысячелетия крещения Киевской Руси, разделить радость всех тех, кому это событие дорого и близко. Поминая это событие, мы созерцаем его очами веры, ибо в этом именно заключается образ мышления Церкви Христовой. Крещение Руси явилось событием огромной важности. Слова пророка Иеремии [Господь сказал:] любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (гл. 31, ст. 3) полностью осуществились в новых народах и на новых землях - родине этих людей. Киевская Русь вступила в область спасения, сама стала землею избавления. Ее крещение породило новую волну святости. В рамках посланнического делания Церкви крещение это стало знаменательным моментом, новым этапом в развитии христианства: Единая Кафолическая Церковь обращает свой взор на это событие и духовно участвует в радости наследников этого крещения.
Воздадим благодарность милосердному Богу - Единому в Пресвятой Троице, Богу живому. Богу отцов наших; воздадим благодарность Богу - Отцу Иисуса Христа и Самому Христу, который в таинстве святого крещения дарует Духа Святого разуму и сердцу человеческому. Воздадим благодарность Богу за его спасительный замысел любви; мы благодарим Его за то послушание, какое оказали Ему народы, нации, земли и континенты. Послушание это было обусловлено историческими, географическими и чисто человеческими обстоятельствами. И это вполне естественно. Ученые должны исследовать и углублять различные политические, социальные, культурные и экономические аспекты, свойственные принятию христианской веры. Да, мы знаем и подчеркиваем, что, когда Христа принимают в силу веры, а его присутствие чувствуется в общине и в личной жизни, тогда во всех областях человеческого существования произрастают обильные плоды. Действительно, животворящая связь со Христом не есть некий придаток к жизни, ее излишнее украшение; наоборот - эта связь есть окончательная истина бытия. И в силу самого этого факта каждый человек призван участвовать в плодах Искупления Христова, в самой Его жизни.
С чувством величайшего благоговения склоняемся мы перед этой тайной и спустя тысячу лет созерцаем ее глубину и силу, которые раскрылись сначала в тех, кто были главными действующими лицами в Крещении Руси, а затем в каждом из тех, кто последовал за ними и воспринял в крещении всеосвящающую мощь Параклета.
II. КОГДА ПРИШЛА ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ...
3. Когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Посл, к галатам, гл. 4,ст.4).
Полнота времени исходит от Бога, но ее подготавливают люди и она приходит для людей и посредством людей. Это действительно для полноты времени в общем плане домостроительства спасения, которое - даже и оно! - обусловлено человеческим фактором и обладает своей конкретной историей. Однако это действительно и для периода, когда отдельные народы достигают ворот спасительной веры - для их полноты времени>. Тысячелетие Крещения и обращения Руси также имеет свою особую историю. Процесс христианизации отдельных народов и наций - сложное явление, требующее длительного времени. На территории Руси христианизация была подготовлена первыми миссионерскими попытками, которые в девятом веке были осуществлены Константинопольской Церковью. Затем, в десятом веке, христианская вера начала проникать в эти края благодаря миссионерам, которые приходили не только из Византии, но также от соседей - западных славян, совершавших литургию на славянском языке и пользовавшихся обрядом, созданным святыми Кириллом и Мефодием; также в дело христианизации Руси внесли свою лепту и миссионеры латинского Запада.
По свидетельству древней, так называемой Несторовой, летописи ( Повесть временных лет ), в 944 году в Киеве существовала церковь во имя пророка Илии. В этой уже подготовленной среде княгиня Ольга свободно и на глазах у всех крестилась около 955 года; обеты, данные при крещении, она сохраняла до конца жизни. Есть предание, что в 957 году, во время пребывания княгини в Константинополе, Патриарх Полиевкт будто бы обратился к ней с как бы пророческим приветствием: Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила свет и отвергла мрак: благословлять тебя будут сыны русские до последнего рода .
Однако Ольге не была дана радость увидеть христианином своего сына - Святослава. Христианские заветы княгини Ольги воспринял ее внук - князь Владимир, который и стал главным действующим лицом в крещении 988 года: он принял христианскую веру и содействовал окончательному и бесповоротному обращению народа Руси. Владимир и новообращенные русские люди прониклись красотой литургической и духовной жизни Константинопольской Церкви. Таким образом, новая - Русская - Церковь восприняла от Константинополя целостное наследие христианского Востока и все богатства, накопленные им в областях богословия, литургии, духовности, церковной жизни и искусства.
Вместе с тем византийский характер этого наследия с самого начала приобрел некое новое измерение: славянские язык и культура образовали новый контекст того, что до сих пор находило собственно византийское выражение в столице Восточной империи, а также на всей территории, которая на протяжении столетий об'единилась вокруг нее. Слово Божие и сопутствующая ему благодать достигли восточных славян в наиболее близкой им - с точки зрения культурной и географической - форме. Восприняв Слово и исполнившись послушания веры, эти славяне пожелали в то же время выразить ее в свойственных им формах мысли и на собственном языке.
В результате осуществилось своеобразное насаждение Евангелия и христианства в славянской среде, которое продолжило великие деяния святых Кирилла и Мефодия; ведь эти святые принесли христианство в его славянской форме в Великую Моравию, а их ученики - народам Балканского полуострова.
Так случилось, что Святой Владимир и обитатели Киевской Руси приняли крещение из Константинополя - наиболее крупного центра христианского Востока; благодаря этому молодая Русская Церковь приобщилась к обширнейшему византийскому наследию, то есть к накопленным в Византии сокровищам веры, церковной жизни и культуры. Широкие массы восточных славян сразу же обрели доступ к этому наследию и смогли без труда освоить его, ибо от начала этому благоприятствовало дело святых Солунских братьев. Священное Писание и богослужебная литература были принесены из религиозно-культурных очагов тех славян, которые усвоили литургический язык, созданный Фессалоникийскими братьями.
Владимир был проникнут заботой о благе Церкви и ее делании. В качестве литургического языка он избрал не греческий, а старославянский язык, соделал его действенным орудием, благодаря чему приблизил божественные истины ко всем тем, кто говорил на этом языке . В этом проявились мудрость и прозорливость князя Владимира. В энциклике Апостолы славян я писал, что святые Кирилл и Мефодий, хотя и сознавали культурное и богословское превосходство греко-византийского наследства, носителями которого они являлись, тем не менее проявили мужество и, возвещая веру, ради блага славянских народов обратились к иному языку и к иной культуре.
Именно поэтому в деле крещения Руси старославянский язык стал важнейшим орудием прежде всего для евангелизации, а впоследствии для самобытного развития культурного достояния этих народов; развитие это во многом обогатило жизнь и культуру рода человеческого.
Во имя верности исторической истине следует без каких-либо оговорок подчеркнуть следующее: согласно замыслу Фессалоникийских братьев в основу церковной жизни на Руси вместе со славянским языком была положена традиция Византийской Церкви - Церкви, которая тогда находилась в полном общении с Римом. По ходу своего развития традиция эта облеклась в самобытные и, быть может, неповторимые формы; этому содействовали местная культура и контакты с находящимися по соседству западными народами.
4. Итак, полнота времени для крещения народа Руси наступила в конце первого тысячелетия нашей эры, то есть тогда, когда Церковь еще пребывала неразделенной. И за это мы - все вместе - должны воздать хвалу Господу. Русь крестилась в эпоху неразделенной Церкви. И в наши дни событие это раскрывается как некое знамение, внушает надежду. Русская Церковь родилась на берегах Днепра в эпоху миссионерского под'ема как на Востоке, так и на Западе; как новая дочь она вошла в лоно Матери Церкви, уже богатой иными нациями и народами и еще сохранявшей - видимым образом - неразделенность. И в этом проявилась воля самого Бога. Изначально были две Церкви - Восточная и Западная. Каждая из них развивалась согласно собственным богословским, уставным и литургическим традициям, которые, несомненно, во многом различались . И все же существовало полное общение между Востоком и Западом, между Римом и Константинополем, сохранявшими взаимные отношения. Именно эта неразделенная Церковь Востока и Запада восприняла Киевскую Церковь и оказала ей помощь. Уже княгиня Ольга обратилась к императору Оттону I с просьбой о присылке епископа; и в 961 году на Русь прибыл епископ, который должен был наставить ее на путь истинный (qui ostenderit eis viam veritatis); это был инок Адальберт Трирский. Он действительно направился в Киев; однако местное язычество оказало ему упорное сопротивление, и он не смог выполнить возложенную на него миссию. Князь Владимир знал о существовании церковного и европейского единства. Поэтому он поддерживал отношения не только с Константинополем, но и с Римом; все признавали, что епископ этого града - возглавитель церковнoго общения. Согласно Никоновской летописи, князь Владимир и Папы той эпохи - Иоанн XV (который именно в 988 году даровал князю мощи святого Папы Климента Римского и этим ясно напомнил ему о миссии святых Кирилла и Мефодия, перенесшего эти мощи из Херсонеса в Рим) и Сильвестр II - обменивались посольствами. Тот же Сильвестр а наделил Бруно Кверфуртского титулом Archiepiscopus gentium (Архиепископ народов) и послал его проповедовать Евангелие; около 1007 года Бруно Кверфуртский посетил Владимира, которого назвал королем руссов (гех Russorum). Позднее святой Папа Григорий VII даровал королевский титул киевским князьям, о чем сообщил в Послании от 17 апреля 1075 года, адресованном Demetrio (Isjaslaw) regi Russorum et reginae uxori eius (Димитрию [Изяславу], королю руссов, и королеве, супруге его); эти последние отправили своего сына Ярополка в паломничество ad limina Apostolorum (в Рим), желая поставить свое княжество под покров Святого Петра.
Следует обратить особое внимание на то, что Римский епископ признал суверенность, которая была приобретена княжеством Владимира; благодаря совершенному в 988 году Крещению князь Владимир сумел политически сплотить свое государство; в свою очередь это содействовало государственному развитию Руси, облегчило интеграцию народов, проживавших в ее тогдашних и будущих пределах. Владимир ввел свой народ в Церковь и приобщил свое княжество к семье христианских народов; в силу этого поистине пророческого делания он заслужил благородное наименование Святого , Отца народов, родившихся внутри этого княжества. Таким образом, благодаря Крещению 988 года Киев стал тем благодатным местом, где вошли в соприкосновение различные культуры; кроме того. Киев стал своего рода вратами, через которые на Русь проникали западные духовные традиции; об этом свидетельствует культ некоторых латинских святых, почитаемых Русской Церковью. Со временем Киев превратился в важный центр церковной жизни и миссионерской деятельности с обширной областью влияния; деятельность эта распространилась на запад вплоть до Карпатских гор; охватила пространства от южных берегов Днепра вплоть до Новгорода и северных берегов Волги; докатилась до Тихоокеанского побережья и далее...
Итак, Киев принял крещение и, как было сказано выше, превратился в новый центр церковной жизни. Благодаря этому центру Евангелие и благодать веры стали достоянием тех народов и земель, которые ныне связаны с Московской Патриархией, то есть с Русской Православной Церковью, и с Украинской Католической Церковью (ее полное общение с Римской кафедрой было восстановлено в Бресте).
III. ВЕРА И КУЛЬТУРА
И так, Крещение Киевской Руси знаменует начало длительного исторического процесса, в ходе которого развился и распространился особый, византийско-славянский, тип христианства, характерный для той Церкви и для тех обществ и народов, которые на протяжении столетий и вплоть до наших дней полагали и продолжают полагать его в основание собственной духовной самобытности.
На протяжении истории многочисленные бури пытались помутнить ясность этого самобытного духовного сознания; но именно Крещение, а также христианская культура, почерпнутая в источниках Вселенской Церкви и развитая на основе исконных местных духовных богатств, оказались теми силами, что определили его жизнестойкость. Вместе со своим народом Владимир принял Крещение, отдался спасительной силе Христовой и принял к сердцу содержащиеся в Деяниях апостольских слова апостола Петра: Нет ни в ком ином спасения; нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (гл. 4, ст. 11-12). Князь Владимир принял это имя, которое выше всякого имени , и попросил миссионеров написать его в сердцах славян Киевской Руси, дабы всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь во славу Бога Отца (см. Посл, к филиппийцам, гл. 2, ст. 11). Но вместе с тем он усматривал в нем некий решающий элемент, необходимый для человеческого и гражданского прогресса, столь важного для существования и развития любой нации и любого государства. Именно поэтому он духовно последовал за своей бабкой - святой Ольгой - и придал окончательную и постоянную форму начатому ею деланию.
Крещение Владимира Великого, а затем и его княжества имело громадное значение для духовного развития этой части Европы и Вселенской Церкви, как и для всей византийско-славянской культуры и цивилизации.
Принятие Благой Вести не ограничилось введением некоего нового и ценного элемента в структуру этой самобытной культуры. Это было, скорее, внедрение семени, долженствовавшее прорасти и развиться на той земле, в которую оно было брошено, преобразить ее благодатью своего постепенного возрастания и наделить способностью приносить новые моды. Таковы суть живые силы Царства Небесного. Оно подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем; которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Еванг. от Матфея, гл. 13, ст. 31-32).
Итак, благодаря славянскому языку (который стал языком богослужения) духовное наследие Византийской Церкви укоренилось в Киевской Руси; мало-помалу оно обогащалось за счет местного культурного достояния и вследствие контактов с соседними христианскими странами и все более приспосабливалось к потребностям и складу ума народов, населявших это обширное княжество.
6. Применение славянского языка облегчило взаимопонимание; он послужил средством для передачи Благой Вести Христовой и этим оказал положительное влияние на ее развитие и распространение. Через это он воспринял некий стимул для своего внутреннего преобразования и постепенного облагораживания и обрел все достоинства языка литературного. В свою очередь, это привело к тому, что он стал одним из наиболее важных факторов, определяющих культуру целой нации, ее самобытность и духовную силу. На территории Руси процесс этот оказался по-настоящему устойчивым и принес обильнейшие плоды. В силу этого христианство смогло ответить на человеческое устремление к истине, знанию и автономному развитию, основанному на евангельском вдохновении и динамизме Божественного Откровения.
Благодаря Кирилла-Мефодиеву деланию здесь произошла встреча между Востоком и Западом, а древнее наследие соединилось с некими новыми ценностями. Различные элементы христианского достояния вошли в жизнь и культуру этих народов, стали источником вдохновения для литературного, философского, богословского и художественного творчества, родили своеобразнейшую форму европейской и даже общечеловеческой культуры.
Вселенский масштаб проблем отдельных личностей и различных обществ, поставленных в литературе и искусстве этих народов, еще и в наши дни вызывает во всем мире чувство неизменного восхищения. Вселенскость эта коренится в христианском жизнепонимании, зиждется на нем; она послужила для славянских народов тем прочным основанием, что определило свойственный им образ мышления и художественного выражения, раскрывшийся в их созерцании человека, его проблем и его судьбы.
На протяжении столетий восточные славяне вносили в это общее достояние, в это общее благо свою самобытную лепту; этому содействовали прежде всего их духовная жизнь и благочестие. Римская Церковь относится к этому вкладу с тем же уважением и с той же любовью, какие она питает к богатому наследию всего христианского Востока. Восточные славяне создали свою историю, духовность, литургические традиции и уставные правила; и все это находится в полной гармонии с традицией Восточных Церквей; также они разработали некие приемы богословского размышления о Богооткровенной истине, которые отличаются от тех, что распространены на Западе, и в то же время их дополняют.
7. Второй Ватиканский Собор с большим вниманием рассмотрел все это. Действительно, в Постановлении об экуменизме среди прочего говорится: Также не следует забывать, что Восточные Церкви изначально обладают сокровищницей, из которой Западная Церковь почерпнула многие элементы богослужения, духовного предания и канонического права (14). Множество плодотворных, побуждающих к размышлению идей содержится в тех частях этого соборного декрета, где речь идет о литургическом богатстве и духовной традиции Восточной Церкви: Всем известна та любовь, с какой восточные христиане совершают святое богослужение, прежде всего Евхаристию - источник жизни Восточной Церкви и залог будущей небесной славы. Благодаря этому верные, находящиеся в единении с епископом, обретают доступ к Богу Отцу - через его Сына, Воплощенного Логоса, умершего и прославленного в излиянии Духа Святого. Таким образом они входят в общение с Пресвятой Троицей и становятся причастниками Божеского естества (2 Посл. Петра, гл. 1, ст. 4). Итак, Церковь Божия созидается и возрастает через совершение Господней Евхаристии в этих отдельных Церквах, а общение между ними выражается в совместном служении .
Кроме того, богословские предания восточных христиан глубоко укоренены в Священном Писании и развиваются и выражаются в литургической жизни, питаются живым апостольским преданием и творениями восточных Отцов и духовных авторов; они направляют к праведному укладу жизни, иначе говоря - к целостному созерцанию христианской истины .
Духовность восточных славян особым образом свидетельствует о плодотворности встречи человеческого духа с христианскими тайнами; и духовность эта постоянно оказывает спасительное воздействие на сознание всей Церкви. Восточные христиане глубоко чтут Страсти Христовы, являют духовную чуткость к тайне страдания, сопряженного с искупительной силой Креста Господня. Все это заслуживает особого упоминания. Быть может, воспоминание о мученической кончине сыновей Владимира - Бориса и Глеба, которые погибли от руки своего брата Святополка, как-то содействовало возникновению такого рода духовности.
Подобная духовность с наибольшей полнотой раскрывается в прославлении, воздаваемом сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, пребывающему в тайне страдания и кенозиса , которые Он через Воплощение и крестную смерть соделал своими (ср. Посл, к Филимону, гл. 2, ст. 5-8). Кроме того, она, эта духовность, в литургии просвещается светом воскресшего Христа; в некотором смысле она была предварена величественным преображением на горе Фавор; все его сияние полностью раскрылось в тот день, когда в Пятидесятницу, через огненные языки Духа, сошедшего на апостолов, миру была явлена слава воскресения. Подобный опыт есть неизменное достояние каждого, кто принял святое крещение. В данном контексте невозможно не вспомнить тех христиан, которые жили и живут во всех этих краях и которые на протяжении тысячи лет столь часто обретали в смерти и воскресении Христа силу и поддержку и свидетельствовали о своей верности Евангелию не только праведностью своего повседневного существования, но и мужеством в страданиях, а зачастую - своей кровью! Этот образ кенозиса , или самосовлечения, Христова (воспринятый и осознанный Киевской Церковью) наложил глубокую печать на сердце восточных христиан; образ этот был и остается для них источником великой силы, поддерживающей их в многообразных испытаниях, с которыми они сталкиваются на своем жизненном пути.
8. Невозможно переоценить роль монашества в деле упрочения Церкви и насаждения христианства в культурной среде восточных славян (как, впрочем, и во всей Восточной Церкви). Уже сравнительно рано Киев прославился знаменитой Печерской лаврой, которая была основана преподобными Антонием (+ 1073) и Феодосием ( + 1074).
Поэтому не случайно инок, а особенно старец рассматривался в качестве духовного водителя как великими русскими писателями, так и простыми крестьянами. Монастыри были центрами литургической, духовной, общественной и даже экономической жизни. Князья обращались к монахам как к советникам, судиям, учителям и политическим посредникам.
Слова культ и культура имеют общий корень. Также и в среде восточных славян христианский культ способствовал исключительному развитию культуры во всех ее проявлениях.
Здешнее религиозное искусство пронизано глубокой духовностью и высоким мистическим вдохновением. Кто в мире не знает сегодня знаменитых и почитаемых икон Восточных Церквей? Или восходящих к XI столетию великолепных соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде? А что уж говорить о храмах и монастырях, столь характерных для пейзажа этих земель! Литература Древнего Киева носит прежде всего религиозный характер. Новые церковные гимны и песнопения, созданные здесь, коренятся в изначальных формах местной музыкальной традиции. Не следует забывать и о том, что первые школы на Руси возникли именно в-ХI веке. Все это, пусть и кратко упомянутое, неопровержимо свидетельствует об исключительном религиозном и культурном расцвете, который был порожден Крещением Киевской Руси.
Весьма знаменательно следующее замечание Второго Ватиканского Собора: Церковь... ни в чем не умаляет земные богатства любого народа; напротив, она воспринимает все лучшее, что есть в богатствах, ресурсах и жизненных обычаях народов, служит им; и воспринимая она очищает, укрепляет и возвышает все это !
IV. УСТРЕМЛЕННОСТЬ К ПОЛНОМУ ОБЩЕНИЮ
9. Выше я подчеркнул, что Крещение Руси совершилось в эпоху, когда уже развились две формы христианства: восточная (связанная с Византией) и западная (связанная с Римом); вместе с тем Церковь продолжала оставаться единой и неразделенной. Ныне в нас, празднующих тысячелетие Крещения восточных - киевских - славян, данное наблюдение может лишь еще более усилить стремление к полному единству во Христе этих Церквей Сестер, желание приложить к тому новые усилия и совершить новые благоприятствующие этому шаги. Юбилей этот - не только историческое воспоминание и повод для подготовки различных научных трудов и подведения всякого рода итогов; вместе с тем и прежде всего он, этот юбилей, побуждает нас обратить наши пастырские и экуменические чувства от прошлого к будущему, углубить наше печалованье об единстве и усилить нашу молитву.
Да, сегодня более чем когда-либо исполненные решимости обрести общение и разделить евхаристическую трапезу (несмотря на трудности, порожденные вековыми недоразумениями), обе Церкви, Церковь Католическая и Церковь Православная, в этот тысячелетний юбилей с особым вниманием и надеждой обращают свой взор на всех дочерей и сыновей Святого Владимира.
С другой стороны, постепенное восстановление гармонии между Римом и Константинополем, равно как и с Церквами, которые продолжают сохранять полное общение с этими центрами, не может не оказать положительного воздействия - особенно сегодня! - на православных и католических наследников совершенного в Киеве Крещения. ( И здесь невольно вспоминаешь о многочисленных двусторонних встречах, богатых обетованиями, ибо на них происходил подлинный, питаемый столь различными и столь плодотворными традициями обмен духовными дарами.) И быть может, воспоминание об этом событии, положившем начало их новой жизни - жизни в Духе Святом, поможет, с помощью Божьей, приблизить час их полного примирения, час лобзания мира - мира, который они преломят как плод некоего зрелого решения, рожденного в свободе и добром произволении того изначального Духа, что животворил неразделенную Церковь, хранящую печать христианского гения святых Кирилла и Мефодия. Великое благо обретет весь Народ Божий, если православные и католические наследники совершенного в Киеве Крещения вновь проникнутся благодатью изначального общения, сообщат христианам нашего времени содержащуюся в нем экуменическую весть, примут вызов и призовут их ускорить движение к желанной цели - к тому полному единству, которого желает сам Христос! Помимо прочего, это оказало бы благое воздействие и на тот процесс разрядки в гражданской области, который вызывает столько надежд у всех тех, кто созидает мирное сосуществование на земле.
10. Также и Вселенскость и Поместность суть два существенных источника жизни Церкви: общение и различие, традиция и новые времена, древние христианские земли и новые народы, обретающие доступ к вере. Церковь умеет быть единой и вместе с тем, так сказать, дифференциальной. Воспринимая единство (ср. Еванг. от Иоанна, гл. 17, ст. 21-23) как изначальный принцип, она обретала различные формы в разных частях мира. Это относится прежде всего к Церкви Западной и Церкви Восточной в эпоху, когда еще не было положено начало их постепенному удалению друг от друга. Второй Ватиканский Собор говорит об этой эпохе следующее: На протяжении многих веков Церкви Востока и Запада следовали своими особыми путями; и все же они были об'единены братским общением в вере и в тайнодейственной жизни; с общего согласия Римский престол выступал в качестве посредника всякий раз, когда возникали вероучительные или уставные разногласия .
Обе Церкви сохранили неповрежденным наследие апостольской веры даже после того, как было нарушено целостное общение между ними. Несмотря на сохранявшуюся напряженность, вселенскость и многообразие форм продолжали обогащаться взаимными бесценными дарами.
Второй Ватиканский Собор постиг эту реальность и выступил с некой инициативой, ознаменовавшей наступление нового этапа в экуменизме. Эта новая деятельность уже начинает приносить многообещающие плоды.
Соборное Постановление об экуменизме, уже не раз цитировавшееся здесь, есть выражение той любви и того уважения, какие Католическая Церковь питает к богатому наследию христианского Востока; в Постановлении раскрывается самобытность, инакость и в то же время законность этого наследия. В частности, в нем говорится: Изначально Церкви Востока жили по собственным правилам, которые были узаконены святыми Отцами и Поместными и даже Вселенскими Соборами. Различие образа жизни и обычаев отнюдь не противоречит единству Церкви (об этом говорилось выше); оно даже увеличивает ее красоту и есть ценное подспорье в деле осуществления возложенной на нее миссии; поэтому, дабы убрать всякие сомнения. Священный Собор провозглашает: проникнутые сознанием того единства, что необходимо для всей Церкви, Восточные Церкви способны управляться на основе собственных уложений, ибо они, эти уложения, наиболее соответствуют характеру членов этих Церквей и лучше всего содействуют их душевному благу .
Постановление ясно раскрывает особую дисциплинарную автономность, какой пользуются Восточные Церкви: эта автокефаль - ность не есть следствие привилегий, дарованных Римской Церковью, но вытекает из тех законов, какими с апостольских времен обладают эти Церкви.
11. В эпоху постоянно развивающегося и углубляющегося диалога между Церквами и церковными Общинами, накануне торжеств, посвященных тысячелетию Крещения Руси, которое вызывает в нас чувство некоего великого печалованья, ибо напоминает о Неразделенной (включающей все Поместные Церкви Востока и Запада) Церкви, а также о пламенной молитве Христа на Тайной Вечери - молитве об единстве всех верующих (ср. Еванг. от Иоанна, гл. 17, ст. 20-23), - настойчиво повторим еще раз: водное единство есть дар, для стяжания которого недостаточно одних - хотя и столь необходимых и обусловливающих столь многое - человеческих усилий.
Грех вошел в мир одним человеком, однако благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Посл, к римлянам, гл. 5, ст. 12,15). Постоянное пребывание в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве (Деяния, гл. 2, ст. 42) - дар Божий, ибо представляет собой новый образ человеческого существования. Это и есть полное совместное пребывание в Пресвятой Троице. Первичный источник такого общения - благодать святого крещения: через крещение мы входим в единство распространенной по всему миру Церкви - в.единство, которое пожелал и создал Христос; на протяжении первых десяти веков, несмотря на различия и трудности, единство это в общем и целом оставалось живым; мы входим в единство, о котором ныне свидетельствует Крещение Руси. Да вернутся все христиане к этому единству и образуют человеческую общину, которая, пребывая в полном общении со Христом, предложит всем членам рода человеческого это принадлежащее им богатство! Да дарует нам это Дух Святой, Податель неисчислимых благ, благодаря которым отдельные люди и человеческие общины входят в общение со Христом! В Нем, в Духе Святом, жизнь Церкви обретает глубину и неожиданный размах. Живое, опытное познание присутствия Параклета, стремление стяжать его дары есть характерная особенность восточной традиции, чье глубокое пневматологическое учение составляет бесценное достояние всей Церкви.
Именно в таком свете мы видим развитие многообразных, разветвленных и плодотворных контактов, которые свидетельствуют - в этот послесоборный период - о нашем общем стремлении действенно исполнить волю Бога, раскрывающуюся в его Духе.
Богатейший опыт полного и целостного общения, накопленный в первом тысячелетии, хотя и преданный забвению на протяжении стольких веков, - пусть будет он для нас и для нашего экуменического делания светом, ободрением и неизменной опорой!
V. ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И ЕДИНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО КОНТИНЕНТА
12. Продвигаясь по путям экуменизма. Католическая Церковь обращает взор на посланническое делание святых Фессалоникийских братьев (речь об этом шла в нашей энциклике Апостолы славян ).
Их делание характеризуется неким экуменическим профетизмом , хотя действовали они в эпоху, когда христианский мир оставался еще неразделенным. Начало их миссии было положено на Востоке, но последующее ее развитие раскрыло их связь с Римом, с престолом Петра. Сегодня мы более глубоко постигаем свойственное святым братьям апостольское переживание общения (koinonia) в Церкви, ведь мы живем в эпоху возрастающего печалованья о всеобщем христианском единстве и экуменического диалога. Кирилл и Мефодий предчувствовали, что новые Церкви столкнутся с расхождениями и все более обостряющимися спорами и должны будут спасти и укрепить целостное и видимое общение единой Церкви. И действительно. Церкви эти родились на земле, запечатленной самобытностью различных населявших ее народов, их культурами; но в то же время они, Церкви, должны были, согласно воле Божественного Основателя, сохранять между собой сущностное единство. Поэтому-то Церковь, родившаяся в результате творческих усилий святых Кирилла и Мефодия, несла на себе как бы отпечатанное особое знамение экуменического призвания, которое с такой силой раскрылось в них. Именно таким духом была отмечена в своем рождении также и Церковь Киева (об этом мы говорили выше).
В 1980 году, почти в начале нашего понтификата, нам была дана радость провозгласить Покровителями Европы -.наряду со святым Венедиктом - святых Кирилла и Мефодия.
У Европы христианская сущность; ее корни пронизаны христианским духом. Две формы великой традиции Церкви, западная и восточная, две формы культуры дополняют друг друга, как два легких единого организма. Таков выразительный урок прошлого. Таково наследие народов, населяющих наш континент. Можно было бы сказать, что оба течения, восточное и западное, одновременно стали первыми великими формами насаждения веры в конкретных культурных средах; в этих формах единая и неделимая полнота, которую Христос доверил Церкви, нашла свое историческое выражение. В различных народных европейских культурах и на Востоке, и на Западе, в музыке, литературе, изобразительном искусстве и архитектуре, как и в образе мышления, течет своего рода лимфа , исходящая из единого истока.
13. И сегодня, в конце XX века, это наследие становится своего рода пробным камнем для христианской совести, настоятельным призывом к подлинному единству. Ныне в душах человеческих присутствует истинное стремление к единству, что предвосхищает мирное - являющееся всеобщим благом - сосуществование народов. Стремление это охватывает сознание граждан, пронизывает политику и экономику. Христиане должны сознавать религиозные и моральные истоки этого призыва: Христос есть наш мир, соделавший из обоих одно и сокрушивший стоящую посреди преграду, то есть вражду (Посл, к ефессянам, гл. 2, ст. 14). Через Христа Бог примирил нас с собою... дал нам слово примирения (2 Посл, к коринфянам, гл. 5, ст. 18). Эта реальность, это делание Христа особым образом отражается ныне в живом печаловании человечества об единстве и вселенском братстве. Идущий из прошлого Европы призыв, жажда единства и мира, желание преодолеть различные преграды и устранить противоречия - все это становится животворным знамением нашего времени.
Истинный мир может существовать лишь на основе такого процесса об'единения, при котором каждый народ может избирать - в духе свободы и истины - пути собственного развития. Однако такого рода процесс невозможен, если не существует согласия относительно изначального и основоположного единства, которое выражается в различных - не антагонистических, но взаимно дополняющих - формах, которые нуждаются друг в друге и ищут одна другую. Поэтому-то мы глубоко убеждены, что путь к истинному миру можно неким превосходным образом выпрямить для ума, совести и сердца людей: сделать это можно благодаря присутствию и служению того живого знамения, каким по своей природе является Церковь - Церковь, неслушающаяся Христу и сохраняющая верность своему призванию.
Мы выражаем полное доверие всем людям, которые следуют мирными стезями терпеливого диалога, соглашения, взаимного понимания и уважения и усиливаются устранить все то, что служит причиной напряженности и конфликтов.
Особое попечение о мире во всем мире - вот призвание Европы, рожденной в христианском духе и утвержденной на христианских основаниях. Во многих регионах земного шара отсутствует прочный мир или же он находится под тяжкой угрозой. Поэтому европейский континент нуждается в постоянном и согласованном сотрудничестве со всеми народами - ради мира и блага, на какие каждый человек и каждая человеческая община имеют священное право.
VI. СОЕДИНЕННЫЕ В РАДОСТИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ С МАРИЕЙ - МАТЕРЬЮ ИИСУСА
14. События и тайны, о которых мы вкратце напомнили в настоящем Послании, рассматриваемые и осмысливаемые в свете указаний Второго Ватиканского Собора и в исторической перспективе тысячелетия Крещения Руси, - для всех нас источник радости и утешения в Духе Святом.
Крещение Киевской Руси имеет важное значение в истории евангелизации и человеческой культуры. Именно этим об'ясняется наше желание привлечь к этому событию внимание всей Католической Церкви, призвать всех верных к общей молитве. Римская Церковь, созданная на основе апостольской веры Петра и Павла, с великой радостью созерцает тысячелетие Крещения Руси и все те плоды, что были обретены целыми поколениями: плоды веры, жизни, единства и исповедничества - вплоть до гонений и мученичества, согласно пророчеству самого Христа. И мы присоединяемся к Народу Божьему - к простым верующим и пастырям, которые живут и трудятся на этих землях, тысячу лет тому назад освященных банею крещения , и вместе с ними - духовно - принимаем участие в торжествах Тысячелетия. В радости этого праздника мы об'единяемся со всеми теми, для кого крещение, полученное тысячу лет назад их предками, суть источник самобытного и неповторимого религиозного, культурного и национального существования; мы об'единяемся со всеми наследниками этого Крещения, независимо от их конфессиональной принадлежности, национальности и места проживания, - со всеми сестрами и братьями, православными и католическими. И в частности, мы об'единяемся с возлюбленными сынами и дочерьми народов русского, украинского и белорусского; со всеми, кто живет на их родине, как и с теми, кто проживает в Америке, в Западной Европе и в других частях мира.
15. Безусловно, празднование это есть по преимуществу празднование именно Русской Православной Церкви, центр которой находится в Москве и которую мы с радостью именуем Церковью Сестрою . Именно она восприняла значительную часть наследия древней христианской Руси - в силу связи с Константинопольской Церковью и неизменной верности ей. Подобно другим Православным Церквам, Русская Церковь обладает истинными таинствами и прежде всего - благодаря апостольскому преемству - Евхаристией и священническим служением; благодаря этому она теснейшим образом связана с Католической Церковью . Совместно с упомянутыми Церквами она прилагает ревностные усилия к тому, чтобы сохранить в общении веры и любви братские отношения, которые должны поддерживаться между Поместными Церквами, как между сестрами .
В этот торжественный исторический момент вся католическая община принимает участие в молитве и духовном размышлении о великих делах Божиих (ср. Деяния, гл. 2, ст. 11) и через Римского Епископа посылает тысячелетней Церкви Сестре лобзание мира - как выражение своего горячего стремления к тому совершенному общению, какого пожелал сам Христос и какое включено в саму природу Церкви.
Торжественное празднование Тысячелетия всеми наследниками Владимирова крещения и наше - исходящее из сердечной потребности - соучастие в их радости и благодарении принесут всем - и в этом мы глубоко убеждены - новый свет, способный рассеять мрак тяжелого векового прошлого, - тот свет, что постоянно возрождается и достигает нас в Пасхальной тайне, светлой Заутрене и Пятидесятнице.
16. Провозглашение Марииного года есть особое выражение нашего единства и нашего соучастия в праздновании тысячелетия Крещения Руси, как и нашего горячего желания достичь полного и совершенного общения с Восточными Церквами Сестрами; об этом уже говорилось в энциклике Матерь Искупителя ; Хотя мы еще страждем от горестных последствий возникшего [...] позднее разделения, мы можем сказать, что перед лицом Матери Христа мы чувствуем себя истинными братьями и сестрами в лоне того мессианского Народа, что призван стать единой и единственной семьей Божьей на земле .
Рожденный Марией Воплощенный Глагол навсегда останется в ее сердце; прекрасный образ этого являет нам всем известная икона Знамение : на ней представлена молящаяся Дева, в сердце которой вписано Слово Божие. Неким особым образом источник Марииной молитвы коренится во всемогуществе Божьем. Мариина молитва - помощь и высшая сила, во имя спасения дарованная христианам. И тогда что же может воспрепятствовать всем нам взирать на нее как на нашу общую Матерь, которая молится об единстве семьи Божьей и которая находится во главе бесконечной процессии свидетелей веры в единого Господа, Сына Божьего, зачатого в ее девственном лоне нашествием Духа Святого? .
И нашим братьям и сестрам во Христе мы говорим: да будет тысячелетнее наследие Евангелия, Креста Господня, Воскресения и Пятидесятницы неизменно и всегда путем, истиной и жизнью> (ср. Еванг. от Иоанна, гл. 14, ст. 6) для всех грядущих поколений.
И ради этого мы от всего сердца возносим нашу молитву к Пресвятой Троице - Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.
Дано в Риме, у Святого Петра, 25 января 1988, в праздник Обращения Святого Павла, в десятый год моего Понтификата.
Иоанн Павел II
Читайте: |
---|
Христианские святые:
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Разведка святого престолаГлава из книги Тайное становится явным . Владислав Минаев. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР Москва – 1960 На гербе Ва... |
День Святого СильвестраМеждунарондый, католический отмечается ежегодно, 31 декабря Факты к празднику По легенде, в 314 году нашей эры Сильвестр, папа римский, ловит ужасного монстра - ... |