Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - События |
Святой Сильвестр входит в число первых римских пап (33-й папа, считая от ап.Петра ) и в число первых почитаемых католических святых.
Кроме него, было ещё два папы с таким именем — Сильверстр II и Сильверстр III.
Был ещё и Сильвестр IV, но он являлся «антипапой».
Канонизирован св.Сильвестр I в 10 веке. Интересно, что это и признаваемый православной церковью святой, поскольку в его время ещё не произошёл раскол христианства на западную и восточную церкви.
Строго говоря, называть его «папой римским» тоже не совсем правомерно, ибо этот титул стал титулом епископов Рима лишь в 7 веке н.э.. Этот святой – личность полулегендарная, полумифическая, подлинных исторических свидетельств о его личности мало.
Согласно канону, Сильвестр родился в Риме где-то в середине 3-го века н.э. в семье христиан Руфина и Пусты. Отец его рано умер. Сильвестр был воспитанником пресвитера Квирина и получил хорошее образование в христианском духе Достигнув совершеннолетия, он занялся странноприимческой деятельностью.
Во времена гонений на христиан (304 – 305 г.г.) при императоре Диоклетиане (284 – 305 г.г.) он принял в своем доме известного проповедника христианства епископа Тимофея, ученика ап. Павла. Впоследствии по приказу префекта Тарквиния Тимофей был заточен в темницу и казнён.
Сильвестр тайно похоронил тело святого. За это сам Сильвестр был арестован тем же Тарквинием, подвергнут пыткам и освобождён только после неожиданной смерти префекта, им предсказанной.
Вскоре после этого в тридцатилетнем возрасте Сильвестр был принят в клир римской церкви и рукоположен в сан диакона, а затем и пресвитера, папой Марцеллином (296 – 304 г.г. ).
После кончины папы Мельхиада ( 311 – 314 г.г.) он был единодушно избран епископом Рима в 314 году. На этом посту он и пребывал благополучно более 20-ти лет и мирно скончался в глубокой старости как раз 31 декабря 335года (во многих источниках ошибочно утверждается, что св.Сильвестр родился 31 декабря).
По преданию, св. Сильвестр в 314 г. изловил ужасного морского монстра по имени Левиафан и заточил его. По другим источникам, это был дракон или чудовищный змей, живший под Тарпейской скалой вблизи Рима. Святой заточил его до 1000 года н.э. Ожидалось, что в этом году монстр вырвется на свободу и настанет конец света. К счастью, ничего подобного не случилось.
Итак, в христианских источниках св. Сильвестр предстаёт как весьма кроткий покровитель странников и драконоборец.
Как видим, в этих преданиях и источниках нет ничего об отношении Сильвестра к еврейству.
Что же инкриминируется св. Сильверсту со стороны иудаизма?
«Римский папа Сильвестр, как и его коллеги (кто?), отличался воинствующим антисемитизмом и нес ответственность за убийство многих евреев» (Шломо Нееман «О праздновании Нового года».)
«Сильвестр, папа Римский — гонитель евреев и инициатор их насильственного крещения в Тибре. Воспитатель императора Константина (235 - 337) задумал и осуществил изгнание евреев из Рима» «21 марта 325 г. под руководством новоиспечённого римского папы Сильвестра, был созван Никаэйский Совет.
Многие из решений совета и законов, принятых им, носили злобно антисемитский характер и были приняты по настоянию папы Сильвестра, председательствующего на правах хозяина.» (И.Акерман. «Тот ли Новый Год?!». Русская еврейская община в Нью-Йорке).
Кроме обвинения в уничтожении евреев Рима при попытке их насильственного крещения, Сильвестру этот же автор инкриминирует, что он убедил императора Константина 1 запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.
«Жил некогда в Риме кардинал по имени Сильвестр. День его рождения выпадал как раз на 31 декабря. И однажды он решил покончить с еврейским вопросом в Риме. Всех евреев согнали к реке Тибру и приказали креститься. Тех, кто отказывался, топили в реке. 30-тысячная еврейская община Рима перестала существовать в один день Как отреагировал на это сообщение папа Римский? Приказал возвести Сильвестра при жизни в сонм святых…»
Правды во всех этих измышлениях не больше, чем в измышлениях антисемитов о так называемом «кровавом навете».
Прежде всего, Сильвестр не кардинал (тогда и сана такого не было), а епископ Рима, т.е. Папа Римский. И канонизирован он «не при жизни», а в 10м веке н.э.
Сильвестр не был и не мог быть воспитателем Константина I Великого. Воспитывала его мать Елена, бывшая уже христианкой. С Сильвестром Константин познакомился, когда тот уже был епископом, после победы над Максенцием в 312 г. Он якобы исцелил императора от тяжёлой болезни и крестил его. Это, скорее всего, тоже красивая легенда.
Крестился Константин уже на смертном одре и крестил его, скорее всего, не Сильвестр.
Папа Сильвестр Первый не мог быть инициатором и тем более председательствующим на Первом Никейском Соборе (325 г н.э), поскольку он на нём вообще не присутствовал, а послал туда представлять Римский клир двух пресвитеров.
На Первом Соборе был выработан символ веры, осуждена ересь арианства и выработано 20 церковных постановлений. О евреях — ни слова. Но Никейских Соборов было несколько и на некоторых последующих действительно были приняты некоторые постановления, касающиеся иудейской общины, которые только при очень больной фантазии можно считать антисемитскими.
А уж ни о каком убиении тысяч евреев и полном уничтожении римской общины и речи быть не может.
Папа римский тогда никакой властью казнить не обладал, поскольку жизнь подданных императора находилась в руках самого императора или в руках его наместника. Вообще, ни о каких гонениях на евреев в Риме при Константине и Сильвестре никаких исторических серьёзных сведений не имеется.
Нельзя же всерьёз считать источником распространённую в настоящее время на некоторых российских сайтах «Краткую хронологию изгнания евреев из разных государств мира»
Тут говорится об изгнании евреев из римских (или некоторых римских) провинций во времена Константина 1 по т.н. «кровавому навету».
Это – явная антисемитская фальшивка в духе пресловутых «Протоколов сионских мудрецов». С ней надо всерьёз бороться.
А первые и не очень точные сведения о гонениях на евреев в связи с «кровавым наветом» относятся к погрому в Антиохии в 5 веке н.э. А первый документально зафиксированный погром в Блоэши по навету относится к 1171 г. В этом же роковом году состоялось частичное изгнание евреев из Болоньи и Рима , что подтверждается и христианскими, и иудейскими источниками. Но это дела иных времен.
Что же касается запрета евреям селиться в Иерусалиме и даже просто подходить к нему, то его авторство, как известно всем образованным людям, принадлежит римскому имп. Адриану и относится оно к 136 г. н.э.
Издан этот указ после известных всем событий и действовал этот запрет 500 лет, пока в 623 г. арабский предводитель Аламундир не снял его.
Византия эпизодически владела Эрец Исраэль, но запрет не снимала, разрешив лишь в один день в году – 9 Авва входить евреям в Иерусалим и молиться там.
Возможно, Константин, следуя традиции, просто подтвердил запрет предыдущих императоров. Снял же его на недолгий срок и Юлиан Отступник. А Сильвестр I здесь явно ни при чём.
Скорее всего, неприязненное отношение ортодоксального иудаизма к Константину I и Сильвестру I основано на других фактах и соображениях.
Первым из них является приводимый в житиях святого и истории церкви рассказ о богословском диспуте между Сильвестром и большой группой (120 чел.) учёных раввинов во главе с неким Замврием, колдуном и чародеем.
Диспут об истинной вере проводился по инициативе иудейской стороны в присутствии самого Константина, его матери Елены и многочисленной свиты.
Не будем вдаваться в суть дисскусии — это весьма утомительное дело. Отметим, что Сильвестр показал себя знатоком текстов Священного Писания и сильным полемистом. Он победил в этом словесном турнире.
В результате Замврий и остальные признали своё поражение, уверовали в Христа и просили Сильвестра совершить над ними крещение.
Иными словами, Сильвестр вел прозелитическую проповедь в среде иудеев Рима и она увенчалась успехом — некоторая часть римских евреев крестилась, притом добровольно.
Что же касается выселения евреев из Рима, то у историка церкви Евсевия есть один эпизод, в котором повествуется о том, что сразу после издания Миланского эдикта (313г. н.э.) «…христиане предложили выселить всех язычников из Рима.
Однако император разубедил их в этом, сказав:
— Бог желает, чтобы каждый принимал веру Христову не по принуждению, а свободно.»
Так что ни о каком принудительном крещении и выселении речи идти не может.
Во всех серьёзных работах по истории папства и истории евреев Италии отмечается, что отношения папства к иудеям до определённого периода были достаточно толерантными, а еврейская община Рима (одна из старейших в мире) находилась в лучших условиях, чем другие евреи и существовала непрерывно вплоть до нашего времени. Однако в Х — Х I вв., как раз в период формирования культа Святого Сильвестра, отношение к евреям стало ухудшаться, а в Х I I веке последовали события 1171 года и далее трагические события, связанные с изгнанием евреев из Англии и Франции.
Возможно, эти события и были спроецированы на более ранний период истории христианства.
Разумеется, мы не знаем в точности, как относился папа Сильвестр I к евреям. Возможно, он и не любил их.
Ясно одно — он был соратником Константина и Елены в их политике христианизации Римской империи и активно участвовал в этом процессе.
Например, он был инициатором переноса дня отдыха с субботы на воскресенье и назвал его «День Господень», а Константин утвердил это решение эдиктом в 321 г.
Но до принятия христианства в качестве официальной религии (а это произошло лишь в 80-е годы IV века н.э. при Феодосии I ) было ещё далеко.
Да и не могла христианская религия, лишь только что переведённая Миланским эдиктом в разряд «дозволенных» и не вполне оправившаяся от гонений при Диоклетиане в одночасье превратиться из религии гонимой в религию — гонителя.
Всё это произошло гораздо позже. И обвинять папу Сильвестра (а заодно и Константина I) в репрессалиях против евреев и называть его «идеологом воинствующего антисемитизма» (А.Фейгин) и «гонителем евреев» нет никаких исторических оснований.
Тем более, что история Рима известна в мельчайших деталях и реально имевшие место гонения на иудеев при императорах Тиберии ( 19 год до н.э ) и Клавдии( 50 год н.э.) никем не подвергаются сомнению и достоверно упоминаются в источниках.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Киприан, еп. Карфагенский мч., свЖизнеописание Родился в 200-210 гг. в Карфагене (севернее Туниса, Сев. Африка) в семье богатых язычников. Сначала он был известным ри... |
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Папа Лев X и скульптор БандинеллиВ 1514 папа Лев X Медичи, посетив Флоренцию, высказал пожелание, чтобы во Флоренции, рядом с Давидом Микеланджело, была установлена столь же... |
ВЕРХОВНЫЙ ОРДЕН ХРИСТА (Militia Domini Nostri Iesu Christi)Это высший из существующих папских рыцарских орденов. Он имеет общую историю с португальским Военным орденом Христа. Он был основан 14 ав... |