Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - Святые |
Святой Петр Пустынник, или Петр Амьенский, сегодня более известен специалистам по истории Средневековой Европы, чем широким массам верующих. Между тем, имя этого незаслуженно забытого святого некогда гремело по всему средневековому миру. Оно было хорошо известно не только католикам, но и врагам Католической Церкви. С именем св. Петра Пустынника был связан единый духовный порыв христианской Европы, направленный на защиту католической веры и ее величайших святынь.
Жизнеописание св. Петра Пустынника сохранилось в изложении Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского. Согласно преданию, св. Петр родился в Амьене около 1050 г. В молодости он, как и большинство юношей в ту эпоху, мечтал о военной карьере. Однако служба в армии открыла ему глаза на бессмысленность истребления христианами друг друга в мелких междоусобных конфликтах. Он оставил службу и удалился в пустынное место, сделавшись монахом-отшельником.
Св. Петр Пустынник был небольшого роста и не имел привлекательной внешности, однако благодаря проницательному уму и выдающемуся дару проповедника, он вскоре завоевал любовь и уважение жителей окрестных селений.
В ту эпоху многие европейцы совершали паломничества в Святую Землю. Такое длительное и опасное путешествие могло быть назначено любому христианину в виде епитимии за совершение тяжелого греха. В то же время, огромное количество странствующих аскетов-пилигримов добровольно отправлялось в Палестину, чтобы поклониться величайшим святыням христианства. В пути многие погибали от голода, болезней и нападений грабителей.
В самой Палестине паломников подстерегала новая опасность – мусульманские фанатики, истреблявшие западных пилигримов как неверных . После захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1078 году нападения на христианских паломников, направлявшихся в святые места, заметно участились. Среди странников, отправившихся в Святую Землю на поклонение Гробу Господню, оказался и св. Петр Пустынник. К счастью, сам он благополучно добрался до Палестины, однако был поражен бедственным положением местных христиан и запустением, в которое пришел некогда цветущий христианский край под мусульманским владычеством. В период формирования исламского государства – халифата отношение властей к христианам, как правило, было терпимым (они только облагались особым налогом), однако позднее ситуация изменилась. Во времена св. Петра Пустынника мусульманские правители проводили целенаправленную политику исламизации христианского населения, палестинские христиане также стали подвергаться все более сильному давлению.
По преданию, во время пребывания св. Петра Пустынника в Палестине ему во сне явился Сам Господь и повелел призвать западных христиан к защите своих восточных братьев. Встретившись с Иерусалимским патриархом Симоном, св. Петр Пустынник посоветовал ему обратиться к владыке-Папе и Римской Церкви, королям и князьям Запада , а сам пообещал идти к ним и умолять о помощи.
Прибыв в Рим, св. Петр Пустынник обратился к Папе Урбану II с просьбой защитить палестинских христиан, ярко описав ему их тяжелое положение. Возможно, это свидетельство окончательно убедило Урбана II в необходимости объявления Крестового похода для освобождения Святой Земли, хотя, несомненно, идея похода витала в воздухе уже давно.
В ноябре 1095 года в Клермоне был созван Собор, на котором обсуждалось положение восточных христиан. Св. Петр Пустынник выступил перед отцами Собора и поведал им об увиденном в Палестине. 26 ноября Папа собрал народ на широкой равнине в окрестностях Клермона и обратился к верным с призывом защитить христианские святыни и восточных братьев. Так был провозглашен 1-й Крестовый поход. Всем его участникам, принесшим искреннее покаяние, было дано отпущение грехов. Само же участие в походе воспринималось как епитимия.
Весть об объявлении Крестового похода была с воодушевлением встречена на христианском Востоке. Анонимный византийский автор писал: С приближением срока, о котором Господь наш Иисус Христос ежедневно возвещает верующим в Евангелии, где говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, во всех областях Галлии сделалось большое волнение, и каждый, чистый сердцем и умом, кто желал следовать за Господом и верно нести за ним крест, поспешил встать на путь к Гробу Господню .
Между тем, св. Петр Пустынник, по благословению Папы, отправился из Клермона на север Франции, проповедуя примирение и объединение против общего врага христианского мира – мусульман.
Суровая аскеза и выдающийся дар красноречия привлекали к св. Петру огромные массы народа. Гвиберт Ножанский (1053 – 1124), автор сочинения Gesta Dei per Francos , который лично знал святого, пишет: В то время как князья, благодаря большим затратам окруженные сонмом слуг, готовились к походу, мелкий народ, лишенный средств, но большой числом, объединился вокруг отшельника Петра и слушался его как наставника. Этот человек, родившийся, если я не ошибаюсь, в городе Амьене, вел, как говорят, уединенную монашескую жизнь в какой-то части Северной Франции (…), и мы видели, как он проходил города и деревни и проповедовал там в окружении множества народа, получая большие дары, окруженный славой святого (…). Он был щедр в раздаче того, что ему было подарено, он выдавал замуж проституток, одаривая их, повсюду устанавливая мир и согласие огромным авторитетом. Все, что он говорил или делал обнаруживало в нем божественную благодать (…). Он носил шерстяную тунику и сверху рясу, обе длинные до пят, а сверху плащ (…). Ел он только хлеб, немного рыбы и никогда не пил вина .
Св. Петр Пустынник был не единственным проповедником, призывавшим христиан к походу. В других частях Западной Европы собирались ополчения под предводительством немецкого священника Готшалька и безземельного французского рыцаря Вальтера Неимущего.
В водовороте Крестового похода смешались идеалы и устремления разных людей. Среди крестоносцев оказалось немало таких, кто отправился в Святую Землю не с целью освобождения Гроба Господня, а ради личной наживы. Во время прохода ополчения крестоносцев через Венгрию и Болгарию случалось множество стычек с местным христианским населением. Отряды Готшалька были почти полностью уничтожены королем Кальманом в Венгрии, а крестоносцы, возглавляемые графом Эмихо Лейнингенским были истреблены чешским князем Брячиславом.
Ополчение св. Петра Пустынника вышло из Кельна 19 апреля 1096 г. Оно прошло через венгерские земли, соблюдая должную дисциплину, благодаря чему не только не подверглось нападениям, но и получило помощь провизией от короля и местных жителей. Однако в православной Болгарии их ждал враждебный прием. Не обошлось без кровопролитных столкновений. Только в Софии крестоносцев встретили посланцы византийского императора, которые обещали регулярно доставлять продовольствие. Это обещание было выполнено – на местах стоянок участники ополчения находили заранее приготовленные припасы. Греческое население относилось к ним с доверием и доброжелательностью и оказывало необходимую помощь. На два дня св. Петр Пустынник остановился в Адрианополе, и уже 1 августа 1096 г. ополчение добралось до столицы Византийской империи – Константинополя. К этому времени оно насчитывало около 180 тыс. человек.
Анна Комнина (1083 – 1148), дочь императора Алексея I, оставившая нам свидетельство о первом Крестовом походе с византийской точки зрения, очень высоко оценила св. Петра Пустынника. Она писала: Галл, именем Петр, прозванный koukoupetros ( Петр в сутане ), сумел объединить галлов, пришедших один за другим с разных концов земли с оружием, лошадьми и прочими воинскими принадлежностями. Эти люди имели такой пыл и усердие, что все дороги были полны ими, эти воины-галлы сопровождались множеством безоружного народа, их было больше, чем песчинок или звезд, и они несли пальмы и кресты на плече: женщины и дети, покинувшие свои деревни. Они казались реками, которые текут со всех сторон .
В Константинополе св. Петр Пустынник встретился с византийским императором, который преподнес ему подарок и распорядился выдать провизию и деньги всем участникам ополчения. Император Алексей I старался задержать крестоносцев в городе до подхода рыцарских отрядов, поскольку ополчение, несмотря на большую численность, не обладало реальной военной силой: оно было плохо вооружено и состояло из людей, не имевших никакого боевого опыта. Анонимный византийский автор сообщает: Упомянутый Петр первым подошел к Константинополю третьего числа в августовские календы, вместе с ним подошло большинство германцев. Среди них были лангобарды и множество других. Император приказал снабдить их продовольствием по мере возможности города и сказал им: не переходите Рукав до прихода основной армии, ибо вас недостаточно, чтобы сразиться с турками .
Однако длительное пребывание крестоносцев в столице действовало на них разлагающе. Св. Петру Пустыннику было крайне сложно сдерживать многотысячную вооруженную толпу, постоянно искушаемую византийской роскошью, обилием всевозможной снеди и драгоценностей. Чем дольше тянулось время, тем больше было искушение, и некоторые начали поддаваться ему: стали происходить грабежи и стычки с византийскими стражниками. В то же время, многие участники ополчения требовали скорее переправить их через Босфор, и дать им возможность сразиться с турками. Они роптали, говоря, что проделали такой путь не для того, чтобы сидеть за стенами Константинополя. Опасаясь окончательного разложения войска, св. Петр Пустынник попросил императора переправить войско через пролив, и вскоре участники ополчения были доставлены на азиатский берег. Лагерь был разбит при Еленополе, на Северо-Западе от Никеи.
Оказавшись, наконец, на неприятельской территории, крестоносцы, вопреки советам и предостережениям св. Петра Пустынника, стали разбредаться, нападая на окрестные селения. Первые незначительные успехи затмили им глаза, и они перестали слушаться своего наставника, превратившись из христианского ополчения в неорганизованную толпу грабителей. Анна Комнина пишет, что св. Петр Пустынник обличил тех, кто не повиновался ему и следовал за ним лишь по своей прихоти; он назвал их ворами и разбойниками . После многократных безуспешных попыток образумить воинов, св. Петр Пустынник оставил лагерь и вернулся в Константинополь.
Спустя некоторое время, с частью наиболее разумных и благочестивых участников ополчения он присоединился к армии Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии. Св. Петр Пустынник по-прежнему пользовался почетом и уважением, однако здесь он уже не претендовал на какую-либо лидирующую роль. Его честности и бескорыстию безоговорочно доверяли и поэтому упросили принять на себя обязанности казначея.
Вскоре оказалось, что рыцарская армия, как и народное ополчение, состоит не только из подлинных воинов Христа. В ходе утомительной осады Антиохии, начавшейся в сентябре 1097 г. и длившейся больше года, в стане крестоносцев начались внутренние распри. Дисциплина падала, войска занимались грабежом. 2 июня 1098 г. Антиохия была взята, но уже на следующий день к городу подошел мосульский эмир Кербога с 300-тысячной армией. Крестоносцы сами оказались в осаде. Видя бессмысленность всего происходящего, св. Петр Пустынник покинул Антиохию, но на пути был остановлен Танкредом Апулийским и против воли возвращен обратно – его не хотели отпускать, используя как живой символ для поднятия упавшего боевого духа армии. Известно, что св. Петр Пустынник впоследствии участвовал в переговорах с эмиром Кербогой.
После взятия Иерусалима 15 июля 1099 г., во время которого погибло множество мирных жителей, св. Петр Пустынник отказался принимать какое-либо дальнейшее участие в этой войне. Было ясно, что на благородной идее защиты христианских святынь пытаются нажиться корыстолюбивые европейские феодалы. Идеалы Великого Крестового похода были в значительной степени дискредитированы. В конце 1099 г. св. Петр Пустынник покинул Палестину и вернулся в Европу.
Он основал в Гюи монастырь по уставу св. Августина. Настоятелем этого монастыря св. Петр Пустынник был до самой своей смерти в 1115 г.
Его тело, похороненное сначала на кладбище, в 1242 г. было перенесено в крипту церкви. Нетронутыми тлением оказались власяница святого и тонзура, обрамленная пышными вьющимися волосами. День церковной памяти св. Петра Пустынника – 8 июля.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Св. МартинКогда св. Мартин занял кафедру св. Петра после Папы Феодора (649), положение Церкви, особенно на Востоке, было плачевное. Вследствие определенного на... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Завершился визит Папы Римского в ОсвенцимПапа Римский Бенедикт XVI торжественно вступил, сжав руки, в ворота концентрационного лагеря Освенцим. Под этими вратами позора немецкой нации, к ко... |
Святые, канонизированные Папой Бенедиктом XVI. СписокКанонизации, совершенные в период понтификата Бенедикта XVI 23 октября 2005 1. Иосиф Бильчевский (1860-1923) 2. Гаетано Катанозо (1879-1963) 3. Зигмунт Гораздовский (1... |