Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Храмы |
Силуэты многих старинных русских городов наряду с куполами многочисленных православных церквей и монастырей украшают строгие готические шпили католических храмов. К началу XX в Российской Империи практически не было ни одного крупного города, где бы не было костела . Не является исключением и Иркутск - древний русский город на Ангаре, возникший на месте деревянного острога еще в XVII веке. Одним из наиболее заметных зданий в Иркутске является построенное из красного кирпича более ста лет назад здание католического храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Многие люди, узнав о существовании в их городе католического прихода, недоуменно пожимают плечами: Откуда здесь могут быть католики? Старинные храмы лучше всего способны ответить на этот вопрос - российские католики оттуда же, откуда все мы, жители России - из нашего общего прошлого. История иркутского прихода, насчитывающая почти два века, является лучшим тому примером.
Первые католики
Первые католики появились в Сибири в конце XVII в. Большинство из них прибыли сюда не по своей воле, а были сосланы. Ссылались жители Польши и Литвы - участники восстаний за суверенитет, восстания Тадеуша Костюшки (1795 год), ноябрьского восстания (1830 год), восстания крестьян под руководством священника Петра Сцегенного, восстания 1863-1864 годов и других. В Сибири оседали пленные времен Первой мировой войны; а в сталинский период - репрессированные поляки, украинцы, белорусы, литовцы, латыши и немцы Поволжья.
В свое время здесь были католики, приехавшие в Сибирь в поисках заработка - купцы, старатели. Большой наплыв католиков вызвало строительство Транссибирской магистрали, создавшее много рабочих мест. Аграрная реформа Столыпина вызвала переселение множества людей из западных губерний, в основном, малоземельных крестьян.
Миссионеры
В 1806 году в Сибирь прибыли миссионеры ордена доминиканцев, в 1808 году они добились официального признания своего присутствия, и по Высочайше утвержденному штату для Иркутской и Томской губернии было назначено содержание за счет казны трех католических священников. Через три года, по специальному приглашению генерал-губернатора Пестеля, в Сибирь были вызваны монахи ордена иезуитов. Преемник Пестеля, генерал-губернатор Лавинский писал об этом так: Вызывая в Сибирь монахов иезуитского ордена, он (Пестель) надеялся, что иезуиты будут там полезны для воспитания юношества, а также в политических сношениях с Китаем, где сей орден имеет своих миссионеров; почему испросил, чтобы число римско-католических священников было увеличено. Таким образом, в 1811 году назначено в Сибирь вместо трех шесть римско-католических священников иезуитского ордена, коим дозволено иметь постоянное пребывание в городах Иркутске и Томске . В Иркутске иезуиты появились в 1812 году. Настоятелем миссии был отец Марцелий Каменьский, с которым прибыли отец Винцентий Лашкевич, отец Тадеуш Потовский и монах Тадеуш Дроздовский. В 1814 году из Иркутска в Томск, для организации миссии, выехали священники во главе с отцом Каменьским, а настоятелем иркутского прихода стал отец Лашкевич.
В 1814 году на территории иркутской миссии насчитывалось 1226 католиков, в 1815 году их численность сократилась до 972, а к 1819 году вновь увеличилась и составила 1265 человек.
По прибытии в Иркутск отцы-иезуиты построили маленькую деревянную часовенку и начали серьезную пастырскую работу. Один священник всегда находился в Иркутске, остальные разъезжали по губернии, посещая верующих в местах их пребывания.
Иезуиты работали в Сибири до 1820 года, когда за чрезмерную активность , царским указом они были удалены за пределы Империи, а вместо них для окормления прихожан в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Братья приехали с декретом архиепископа Мо-гилевского, предписывающего образование прихода Успения Богородицы. Найдя построенную иезуитами часовню очень скромной, бернардинцы добились разрешения на постройку в Иркутске здания католической церкви. Это должен был быть деревянный храм в классическом стиле.
Возле креста находились изваяния ангелов, поклоняющихся ему. Храм был построен в 1825 году на средства частных пожертвователей и освящен во имя Успения Божией Матери.
Прихожане
В 1820 году был учрежден Иркутский католический приход. Он вобрал в себя территорию Иркутской губернии и Якутской области общей площадью 3 464 470 квадратных верст. К1825 году здесь насчитывалось до 1400 человек католического вероисповедания. В течение всего XIX века основными источниками их появления в Сибири были каторга и ссылка. После Польского восстания 1830 года, тысячи его участников были отправлены в Сибирь на каторгу, на поселение или на службу в расквартированных здесь воинских частях. С этого времени поляки стали самой многочисленной среди католиков группой в Сибири. Спустя тридцать лет их число значительно пополнилось участниками польского восстания 1863-1864 гг. Из-за этого в обиходе храм стали называть польским , а не римско-католическим .
Отцы-бернардинцы работали в Иркутске несколько лет, а затем уехали в Литву. К исполнению пастырских обязанностей приступил священник из ордена мариан отец Кшиштоф Швермицкий.
Храм
Во время пожара 22-24 июня 1879 года деревянное здание церкви сгорело. Отец Швермицкий сразу же приступил к сбору средств и утверждению проекта постройки нового храма. Автором архитектурного проекта стал известный иркутский архитектор Ян Тамулевич. Летом 1881 года на месте сгоревшего храма началось строительство нового, в кирпичном исполнении. Денег на строительство было недостаточно, но его начали в расчете на значительные поступления в дальнейшем. Строительное отделение Главного управления Восточной Сибири и иркутский генерал-губернатор Анучин утвердили проект 26 августа 1881 года. К этому времени уже был готов фундамент и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 года были возведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для духовенства и церковной прислуги. Однако на этом строительство храма приостановилось, - произошло это вследствие чрезмерного вздорожания цен на материалы и на заработную плату, а также вследствие оскудения пожертвований . Строительство продолжилось в 1883 году, исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий строительным отделением Главного управления Восточной Сибири архитектор барон Г. Розен. К концу 1884 года строительство храма было, в основном, завершено, и 8 декабря, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в нем начались богослужения.
Главный алтарь прекрасной ажурной работы из дерева был выполнен по рисункам Войцеха Коперского в 1888 году. Он состоял из престола, над которым возвышались до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской . Главный алтарь был посвящен Успению Божией Матери, как и весь храм. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, сооруженные в 1892 году: правый - с изображением св. Иосифа, левый - с распятием Иисуса Христа. Резного дерева кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки. Органа в храме не было, вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы Сторн и Кларк , выписанная в 1896 году из Варшавы.
О. Кшиштоф Швермицкий был настоятелем прихода с 1856 по 1885 г. Так как только около четверти всех католиков его прихода проживало в Иркутске, ему приходилось много ездить по губернии. О своих прихожанах он писал так: они состоят исключительно из поселенцев и каторжных... нет ни одной деревни, ни слободы, чтобы только исключительно одни только лица римско-католического исповедания были поселены, какой ли не были народности - поляки, литовцы, жмуйдины и немцы, их начальство поселяет по деревням между русским народонаселением... Мало прибывает католических семейств ...все почти холостые лица мужеского пола по большей части . С 1894 по 1911 г. число католиков в Иркутской губернии увеличилось почти в пять раз и составило почти 30 тысяч человек, за счет переселенцев из западных районов Российской Империи. Они старались селиться вместе, и в наиболее крупных их поселениях строились католические часовни-каплицы.
Когда-то иркутский католический приход был самым большим в мире, ибо в его состав входила вся огромная Иркутская губерния. Позже были созданы новые приходы в Чите, Благовещенске, Хабаровске, Красноярске, Усолье-Сибирском, Слюдянке и многих других местах.
Годы репрессий
В 1921 году местные власти национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь. Одновременно с муниципализацией собственности прихода была попытка закрыть храм вообще, расторгнув договор с общиной. Комиссии, проводившие проверки, нашли много недостатков в содержании здания и предъявили общине обвинение в несоблюдении договора об аренде. Вышло постановление о ликвидации общины, но иркутские католики отстояли свои права и расторжение договора было отложено. В феврале 1938 года очередная комиссия горсовета, обследовав храм, потребовала его закрытия. К этому времени община осталась без руководства: священник и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58-й статье. Последним настоятелем прихода был отец Жуковский, а последним церковным старостой - господин Парафянович. Ослабленная и не имеющая достаточных средств, община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания, а также постоять за себя. 7 апреля 1938 года Президиум Иркутского Облисполкома принял постановление, в котором говорилось, что учитывая бесхозяйственное отношение римско-католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костел) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих .
Община была распущена, богослужение окончательно прекратилось, храм закрыли. На протяжении последующих десятилетий здание использовалось для различных целей, но не было, к счастью, снесено, как многие другие храмы города. В1980-е гг., после капитальной реставрации, в алтарной части был установлен большой орган и бывший храм вновь распахнул двери для людей, правда, в качестве органного зала Иркутской государственной филармонии.
Возрождение
В конце 1980-х гг., в период перестройки, в Советском Союзе начался резкий подъем национального самосознания, выразившийся, в том числе, в создании национально-культурных обществ. Иркутск не стал исключением. Группа горожан польского происхождения (по некоторым оценкам, их число составляет не менее четверти населения Иркутска) образовали Общество польской культуры Огниво . Многие из его членов уже не помнили польского языка, забыли традиции далекой родины, но продолжали помнить о вере, которую исповедовали их отцы и деды. Первым шагом к возрождению общины стало приглашение католического священника - о. Тадеуша Пикуса, который в ту пору был капелланом московского отделенияпольской строительной фирмы Будимекс . Отец Пикус впервые приехал в Иркутск на Рождество 1990 г. Тогда же он отслужил в храме первую мессу после 52-х лет забвения.
13 апреля 1991 года Папа Иоанн Павел II принял решение об образовании на территории тогда еще Советского Союза двух Апостольских администратур - европейской и азиатской частей. Апостольским администратором азиатской части был назначен епископ Иосиф Верт.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Св. Тереза Иисуса, дева и учитель Церкви ПамятьСв. Тереза родилась в Авиле в 1515 г. Будучи ребёнком, мечтала о мученичестве за веру. В двадцать лет вступила в ор... |
Индульгенции в XXI векеВатикан обнародовал декрет Апостольской Пенитенциарии об индульгенциях в Год Евхаристии Об этом говорится в Декрете Апостольской Пенитенциарии, датированном 25 декабря 2004 го... |
В Ватикане можно увидеть после реставрации гробницу Папы РимПосле длившихся два года реставрационных работ в сокровищнице собора св. Петра в Ватикане выставлена для обозрения бронзовая гробница Папы Римского Си... |