Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Храмы |
Католическая община г. Владимира была основана в 1891 г., в то время, когда присутствие католиков в российской провинции начало увеличиваться, во многом благодаря усилению свободы вероисповедания и проявлению большей терпимости в тогдашнем русском обществе.
Архиву Владимирской губернии был передан протокол заседания Губернской Строительной Комиссии от 12 февраля 1891 г., на котором была рассмотрена просьба о приобретении участка земли под строительство часовни, которую должны были освятить по католическому обряду. Комиссия передала эту просьбу губернатору, и он дал утвердительный ответ, уполномочив саму комиссию приступить к действию 19 июня 1891 г. Комиссия приняла соответствующее постановление 28 июня, решив продать участок земли недалеко от Золотых Ворот , исторического въезда в город, где можно было бы построить вышеуказанную часовню.
Строительство часовни было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. Из ежегодника Могилевской митрополии 1898 г., в юрисдикции которой находились все католики, проживающие на всей территории Российской Империи, мы узнаем о том, что часовня была освящена в 1894 г. как филиал Нижегородского прихода и была освящена во имя Божией Матери - Царицы Святого Розария. В том же самом ежегоднике говорится о архиепископе Симоне Мартине Козловском, как о занимающем должность митрополита, и об отце Иосифе Пизанко, как о капеллане Владимирской часовни. В то время, по сведениям ежегодника, часовня служила домом молитвы для 1353 верующих.
Создание самостоятельного прихода
Спустя всего десять лет со дня освящения часовня была возведена в ранг приходской. К счастью, губернский архив сохранил целиком дело, касающееся этого события, которое было открыто 13 декабря 1903 г. и закрыто 4 марта 1904 г. С просьбой об этом обратился капеллан, отец Тадеуш Ронкайтис, вместе с верующими. Первыми поставившими свои подписи были - статский советник Эразм Петрович Кржанович, советник окружного трибунала Ярослав Иосифович Вилькевич, и губернский бухгалтер Филипп Антонович Паули - католики, занимавшие самые высокие посты в городе. По их именам можно сделать вывод об этническом многообразии католической общины. Официально эта просьба была представлена 16 декабря 1903 г. с приложением списка католиков, проживавших во Владимире и окрестностях в 1902 г. Речь шла о 1129 верующих, из которых мужчин было 723 человека, а женщин - 426. В самом городе проживал 371 верующий, а остальные жили в окрестных селениях, в центрах индустриального или военного значения, где были сконцентрированы рабочие и военнослужащие польской, литовской и немецкой национальностей.
12 января 1904 г. местный православный епископ Сергий направил губернатору собственноручно написанное письмо, в котором заявил, что ...с моей стороны нет никаких возражений относительно учреждения... автономного Римско-католического прихода во Владимире для всей губернии . Подобное заявление является достаточно знаменательным примером соблюдения корректности в отношениях католиков и православных.
Получив одобрение со стороны православного владыки, губернатор написал в курию могилевского архиепископа, с тем, чтобы узнать, не имеется ли также со стороны католической митрополии возражений по поводу просьбы местной общины. 29 января 1904 г. курия дала ответ за подписью архиепископского викария прелата Денисовича, в котором содержалась поддержка просьбы владимирских католиков. Ввиду отсутствия каких-либо возражений 11 февраля 1904 г. приход был официально учрежден губернатором. Это решение было утверждено 26 февраля Департаментом духовных дел иностранных исповеданий МВД и подписано вице-министром.
К делу прилагался доклад на русском языке, датируемый 12 декабря 1903 г.; он был подготовлен самими католиками в адрес губернатора, с тем, чтобы объяснить причины их просьбы. Мы процитируем некоторые отрывки: Около 20 лет назад, когда во Владимире и окрестных деревнях проживало приблизительно 150 лиц, принадлежащих римско-католической конфессии, владимирские католики для проведения литургических служб и удовлетворения своих духовных потребностей, приглашали настоятеля Нижегородского прихода, который вначале приезжал 3-4 раза в год, а позднее, с ростом числа верующих, по истечении каждого месяца, вызывая каждым своим визитом глубокую признательность со стороны самих верующих. Но с ходом времени, в связи с дальнейшим ростом численности верующих, также и эти периодические визиты священника оказались недостаточными, на основании чего, вследствие просьбы католиков города Владимира, митрополит всех римско-католических общин Империи назначил для Владимирской губернии самостоятельного священника-капеллана, о назначении которого местные католики были извещены губернатором 7 сентября 1893 г. В то время строительство церкви, на которое было получено разрешение, не было еще завершено и общая численность католиков не соответствовала требованиям закона об учреждении автономного прихода, исходя из которого церковь, не являясь приходской, не снабжается официальными книгами для регистрации рождений, бракосочетаний и смертей. Подобная обстановка осталась и в настоящее время, так что о каждом обряде, который осуществляет местный священник-капеллан, вынуждены сообщать в приход Нижнего Новгорода, для того, чтобы его зарегистрировали в приходских книгах и стала возможной выдача свидетельств на руки просителям. В настоящих условиях, заинтересованные лица должны принимать во внимание, что для получения свидетельств необходимо, в лучшем случае, не менее 7 дней. Кроме того, часто происходит так, что у заинтересованных лиц возникает срочная необходимость в предъявлении документов в различные учреждения, чтобы иметь возможность получать заработную плату, пенсию, признание прав на наследство и т. п. . Другой ежегодник Могилевской митрополии, датируемый 1910 г., уже включал в свои списки приход Божией Матери - Царицы Святого Розария во Владимире-на-Клязьме, состоящий из 1500 верующих; настоятелем его в то время был о. Амброзиус Пацтукас (скорее всего, литовец, как и настоятель в 1903 г. о. Ронкайтис), который был указан там и как преподаватель Закона Божиего в женской гимназии.
Долгая советская зима
Последний ежегодник Могилевской митрополии, относящийся к январю 1926 г., (митрополитом в то время был архиепископ Эдуард фон дер Ропп, находящийся, впрочем, в изгнании), упоминает уже только 500 прихожан владимирского храма. Администратором прихода был о. Антоний Дземешкевич, который одновременно являлся настоятелем в Нижнем Новгороде, где насчитывалось 1200 верующих (цифры приблизительные). Именно он был последним католическим священником во Владимире.
Судьба прихода Божией Матери - Царицы Святого Розария похожа на судьбу всех католических приходов Советской России, за исключением двух французских храмов в Ленинграде и Москве. Протокол заседания Советского районного правления сообщает о решении, относящемся к ликвидации римско-католической церкви во Владимире , которое было принято 25 декабря 1930 г. (в день Рождества!). Протокол сообщает о принятии решения в следующих словах (стереотип аналогичных ликвидации тех лет): Принимая во внимание, что религиозная община в обсуждаемом вопросе отказывается от использования Церкви, что не поступило в течение необходимых для этого сроков срочных запросов со стороны других групп верующих об использовании оной, без учета указаний государственной административной службы - что церковь как дом молитвы - ликвидируется - решается указать новое предназначение этого самого здания . Другой протокол тех дней информирует о том, что было предложено предназначить здание для размещения в нем городской библиотеки, но не имеется документов, которые свидетельствовали бы о фактическом осуществлении такого проекта.
Тридцатые годы в России были годами окончательного упрочения сталинской власти, в планах которой Католической Церкви не отводилось никакого места, как, впрочем, и иным вероисповеданиям. Здание владимирского храма, как отмечено в документах инвентарной службы горсовета, в 1939 г. было приспособлено для работы радиоретранслятора, с эксплуатацией в этих целях высоты колокольни. Дом священника был отведен под жилище, и там проживало на протяжении долгих лет одновременно от 8 до 12 семей. Среди этих семей были и семьи бывших прихожан храма, которые пытались сохранить историческую память общины. Еще в 1987 г. там проживала жена органиста, которая хранила у себя некоторые вещи, принадлежавшие приходу, среди которых было несколько снимков храма, относившихся к тому периоду, когда он еще действовал (сегодня они находятся в городском реставрационном бюро Владимира).
К концу 1970-х гг. был воплощен проект использования всего ансамбля в целом - и дома священника, и храма - в качестве выставочного зала. Это предложение исходило от городского музея. 10 февраля 1978 г. инженером И. В. Арзамасцевым был составлен технический паспорт на оба здания - для отчета инспектората по сохранности памятников истории и культуры Министерства Культуры Советского Союза (№ 17004201/02). Что касается храма, документ отмечает в исторической сноске имя архитектора И. Карабулова, спроектировавшего в 1891 г. храм, и дает следующую оценку строению - памятник в стиле псевдоготики, что характерно для конца XIX в. и являет собой образец сооружения католического культа, редкого для Владимирской области . Прилагалось несколько копий оригинала проекта, фотографии храма внутри и снаружи в период до его закрытия и на момент составления документа.
Техпаспорт дома священника присвоил официальное имя этому строению, спроектированному тем же Карабуловым, - дом священника , и оно было объединено вместе с храмом в уникальный архитектурный ансамбль . При его оценке повторяется в точности такое же определение, какое уже было дано храму. Прилагаются копии оригинальных проектов и 10 фотографий дома того времени, когда составлялся документ.
В 1980-е годы городской музей приступил к осуществлению проекта, начав с дома, откуда были выселены жильцы, которым предоставили коммунальные квартиры на окраине. По завершении общей реставрации, в 1986 г., городским музеем в доме священника был открыт выставочный зал, получивший название Музей одной картины . На нижнем этаже были оборудованы служебные помещения и открыто несколько залов для экспонирования работ школьников, в то время как весь верхний этаж был перестроен под минитеатр на 50 мест, со всем необходимым оснащением. В 1988 г. музей обязал реставрационное бюро начать восстановительные работы также и в храме, где предполагалось открыть концертный зал органной музыки, но эти работы, не успев начаться, были заморожены из-за нехватки фондов.
Воскресение из небытия
В конце 1980-х гг., когда Советский Союз был охвачен реформами, появилась надежда на улучшение положения дел в области свободы вероисповедания. Подлиное возрождение религиозной свободы стало возможным, в том числе и для католиков, после визита М. Горбачева в Ватикан и его исторической встречи с Папой Иоанном Павлом II, которая состоялась 1 декабря 1989 г.
Тем временем во Владимире самым неожиданным и провиденциальным образом возродилась католическая община. После получения регистрации в Горсовете верующие обратились с просьбой о возвращении храма. Реставрационное бюро, заинтересованное в продолжении прерванных работ, охотно их поддержало. Значительное влияние оказало вмешательство немецкого католика из г. Эрлангена, побратима Владимира, который находился в тот момент в городе на Клязьме для координации распределения гуманитарной помощи. Несколько священников из Эрлангена, которые прибыли в то время во Владимир, также оказали поддержку в этом деле местным католикам. 1 марта 1992 г. Горсоветом было официально принято решение о возвращении храма католикам. В те же дни верующие из Владимира встретились с архиепископом Кондрусевичем в Москве, что позволило приходу вновь влиться в число общин Апостольской администраторы вместе с другими тридцатью, которые были вновь открыты в том же году.
Архиепископ был с визитом во Владимире в апреле 1992 г. в сопровождении о. Стефано Каприо, который с 1989 г. был капелланом для итальянцев в Москве, и которому было вверено попечение о приходе с момента его открытия. Был подписан новый контракт с реставрационным бюро о реконструкции церкви. В последующие месяцы прихожане вместе с о. Каприо установили контакт с директором Городского музея, Алисой Ивановной Аксеновой, с целью проведения переговоров также о возвращении дома священника . Работы по реставрации храма продвигались очень быстро, к июню 1993 г. они были уже завершены.
В декабре 1992 г. состоялась официальная встреча между архиепископом Тадеушем Кондрусевичем и местным православным епископом Евлогием, целью которой, кроме прочего, было проинформировать владыку о предстоящем открытии во Владимире католического прихода. Архиепископа Тадеуша Кондрусевича при этом сопровождал мон-сеньор Джузеппе Казале, архиепископ митрополии Фоджи-Бовино в Италии, откуда родом и о. Стефано Каприо. Встреча, проходившая в добросердечной атмосфере, обнаружила со стороны представителей Православной Церкви большую открытость, основанную на признании за католиками права на открытие их храма во Владимире.
Владимирская католическая община состоит из 300 прихожан. Богослужения в храме Божией Матери - Царицы Святого Розария проводятся регулярно, особенно по воскресным дням, когда собирается вся община. 21 ноября 1998 г. был создан Пастырский совет прихода, во главе с председателем - о. Стефано Каприо. На первом заседании Пастырского совета были созданы приходские комиссии: литургическая, благотворительная, катехизационная, а также административно-экономический совет. Работу данных комиссий осуществляют наиболее активные прихожане, 3-4 раза в году собираясь для обсуждения проведенных и намечаемых работ.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Киприан, еп. Карфагенский мч., свЖизнеописание Родился в 200-210 гг. в Карфагене (севернее Туниса, Сев. Африка) в семье богатых язычников. Сначала он был известным ри... |
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Древняя Библия на арамейском языке найдена на КипреВ восточной части Кипра обнаружен древний отрывок из Библии, написанный на восточно-арамейском языке. Именно на этом диалекте, как многие считают, го... |
Бедный, бедный ДжорданоСо школьной скамьи в сознании занозой засело, что великий ученый Джордано Бруно положил жизнь на алтарь науки. За передовые научные вз... |