Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - Деяния пап |
1. Арий († 336 г.), родом из Ливии, поначалу был известен как благочестивый священник в Александрии — городе с греческой образованностью и греческим богословием. Еще более важным для его становления было то, что он пришел из Антиохии, где богословская школа была известна своим критическим уклоном. Там его учителем был основатель школы Лукиан.
Таким образом, Арий был выходцем из школы, которая видела в Иисусе не Бога, но Творение, наделенное божественной силой. И именно этому он учил как устно, так и письменно, но при этом он насколько возможно приближал Иисуса к Богу. Второе лицо божества, Сын, не единосущен Отцу и, следовательно, по своему существу не есть Бог. По учению Ария Христос-Логос не родился от Отца, но первым был сотворен Богом из ничего. Однако внутренне Он настолько уподобился воле Бога, что был принят Им в качестве Сына.
2. а) Арианское учение нашло многих приверженцев среди простонародья в Александрии, но и вне ее его одобрил кое-кто из епископов и духовенства. Среди последних нужно назвать двух наиболее выдающихся деятелей восточной Церкви, которые оба носили имя Евсевий: один — епископ Кесарии в Палестине, высокообразованный историк Церкви († 339 г.), воспитанник школы в Кесарии, основанной Оригеном, другой — епископ Никомидийский (из Антиохийской богословской школы). Кроме императора никто другой не сделал столько для распространения арианского учения, как эти двое, в особенности Евсевий Никомидийский († 341 г.).
б) В Александрии против таких взглядов, расходящихся с верой христиан, выступил весь клир, возглавляемый епископом Александром († 328 г.) и его дьяконом Афанасием;они настойчиво проповедо вали истинное божество Христа; епископ Александр на созванном им соборе отлучил Ария от Церкви.
в) Спор распространился, и в смуту было вовлечено чуть ли не все христианское население. Но императору Константину нужно было единство Церкви, и он всеми средствами стремился его обеспечить. Сначала он попытался затушить распри посредством письма к главным противникам — Александру и Арию. Успеха не последовало. Тогда в 325 г. он созвал (возможно, при содействии папы Сильвестра) «Вселенский собор» в Никее в Малой Азии. В летнем дворце императора собралось около 250 епископов «отовсюду». В основном был представлен Восток, в том числе и епископы из стран вне пределов империи, например епископ Персии и «митрополит готский». Папу Сильвестра представляли епископ Осий (Оссий) Кордовский и два пресвитера.
г) Константин открыл Собор торжественным заседанием, на которое он «вступил как посланец Бога», в то время как епископы, сидевшие вдоль стен, в благоговейном молчании поднялись со своих мест. Константин произнес речь, что примечательно — на латинском языке, так как он не владел греческим.
Хотя председательствовал тогда Осий, подлинным главою Собора был Константин, осознававший себя как «pontifex maximus» главою Церкви. Впрочем, его речь со всей убедительностью продемонстрировала, что именно его волновало — установление церковного единства: «Внутренние разделения в Церкви Божией кажутся нам более тяжелыми и опасными, чем война».
д) Дело дошло до резких взаимных обвинений со стороны обеих партий, причем оба Евсевия — Кесарийский и Никомидийский, — возглавившие своего рода промежуточную партию, пытались добиться принятия более или менее многозначных формулировок. Но епископ Ария Александр, поддерживаемый Афанасием, а также некий священник Александр из Константинополя настаивали на ясном решении. Около пятнадцати епископов, присоединившихся или сочувствовавших учению Ария, все же в конце концов подписали принятый Собором символ веры (тем более что его одобрил император): Сын есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный , несотворенный, единосущный (homo-ousios) Отцу». Арий с немногими приверженными ему епископами (в числе которых был Евсевий Никомидийский) был предан анафеме, выслан, его сочинения были сожжены, их хранение каралось смертью.
3. Этот Собор, имевший столь важные последствия, вынес еще и заключение о времени празднования Пасхи и установил практику, действительную и по сей день.
Кроме того, возникла, пусть в неопределенной и безобидной форме, еще одна тема, которой вскоре предстояло стать основным предметом раздора и вызвать бесконечные внутрицерковные распри: официальные права определенных древних Церквей, в особенности Александрийской и Антиохийской, должны были сохраняться за ними в прежней форме (патриархата), поскольку, как гласит соответствующий канон, это соблюдается для епископа Рима.
Другой канон, касающийся лиц женского пола, которым позволительно проживать в доме духовного лица, показывает, что соблюдение целибата уже тогда считалось обязательным.
4. С осуждением учения Ария был разрешен спорный вопрос, но сам спор не закончился; скорее, он еще только начинался. Усилению арианства особенно способствовала поддержка, которая оказывалась этому лжеучению императорами. Уже Константин приказал вернуть Ария из ссылки, а Афанасия отправить в изгнание как нарушителя спокойствия. Констанций, полностью находившийся под влиянием Евсевия Никомидийского, добившись путем убийства обоих своих братьев единоличной власти также и над Западом, пытался и там насадить арианство. Не только Константинополь, но и весь Восток стал арианским. Запад под руководством папы, напротив, гораздо более определенно придерживался никейства: Рим и западные епископы, такие как Амвросий, стали спасителями истинной веры. Туда бежал Афанасий; папа Юлий (337_352) на одном из римских синодов объявил, что Афанасий, изгнанный с Востока по приказу императора, был лишен своей кафедры незаконно, и вернул ему его прежнее положение: юрисдикция папы распространялась и на Восточную Церковь.
5. а) Афанасий († 373 г.) стал епископом Александрии в 328 г. Он был душою сопротивления арианству и борьбы за никейский Символ Веры. В юности под руководством отшельника (=анахорета) Антония Афанасий приучил себя к тяжелым лишениям. И сколь неутомимо (хотя нисколько не жестко, но миролюбиво) он трудился на благо истинного учения, столь же бесстрашно и непобедимо терпел ради него все невзгоды. При четырех императорах ему пять раз пришлось отправляться в изгнание (дважды на Запад: Рим и Трир; трижды в Египет). Изгнание вообще играло большую роль в догматичес ких битвах того времени.
б) В ссылке Афанасий был не только защитником никейства; он возвещал в Риме и в Трире еще неизвестную Западу новую славу Церкви — египетское монашество с его отвержением мира. Он написал житие отшельника Антония, оказавшее в латинском переводе большое влияние на Запад. Афанасий — один из четырех великих греческих учителей Церкви.
6. Впоследствии арианской язве раскола покровительствовал Юлиан Отступник. Его наследник тоже был арианином. Когда Григорий Назианзин стал епископом Константинополя, он мог служить только в маленькой часовне, поскольку все остальные церкви в городе были заняты арианами.
а) Закат арианства наступил, когда в нем начались расколы. Одни ариане учили, что Христос никакне равен Богу, другие же говорили о некотором подобии (полуариане). Под влиянием каппадокийцев (Григория Назианзина, Григория Нисского, Василия Кесарийского) эти полуариане объединились с католиками. Тяжелый удар постиг арианство, когда на трон взошел Феодосий. В своем эдикте 379 г. он очень резко высказывался и угрожал наказать «дерзких и безумству ющих» и «бесчестие еретического учения». Он закрыл для ариан все церкви Константинополя и созвал там в 381 г. II Вселенский собор, который торжественно утвердил Никейский Символ веры. Это означало окончательное поражение арианства (ср., однако, п. 7).
б) Часть полуариан, которые признавали божество Сына, отрицала божество Святого Духа (пневматомахи). Афанасий и каппадокийцы придерживались единосущия также и Святого Духа. Собор присоединился к их мнению и осудил пневматомахов.
В современном Никео-Константинопольском Символе Веры (в Credo католической мессы) говорится, что Дух Святой исходит «от Отца и Сына». Однако это «filioque» («и от Сына») присутствовало там не изначально, но было введено только в 589 г. на Соборе в Толедо. До этого было сказано только, что Дух Святой исходит от Отца, хотя всеобщая вера гласит, что Дух Святой имеет своим источником взаимную любовь между Отцом и Сыном. Добавление о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, только проясняет эту веру.
7. а) Большое историческое значение имело германскоеарианство . Готы-христиане до 325 г. занимали левый берег нижнего Дуная. Преследуемый их королем ок. 348 г., а затем теснимый гуннами ариански мыслящий епископ Вульфила, возведенный в сан в Константинополе, просил императора Констанция об убежище в Римской империи для себя и своих германцев. Их прошение о предоставлении им земли было удовлетворено с условием, что они будут нести военную службу. Император Валент (367_378) проводил эту политику еще более энергично.
Готские ариане принесли арианство своим германским соседям. Здесь речь идет о восточныхгерманцах, собственно племенах великого переселения народов, которые в своем движении принесли арианство в Южную Галлию и Испанию (вестготы), Северную Африку (вандалы) и Италию (остготы, лангобарды). Расположенные в отдаленных внутренних областях германские племена оставались язычниками. К ним относятся франки, которые сразу (не пройдя вначале через арианство) приняли католичество.
б) Арианство у германцев, конечно, нельзя сравнивать со спекулятивным и рациональным арианством греков; пожалуй, здесь уместнее говорить только о полуарианах. Однако утверждение о том, что их расхождение с ортодоксальным учением может быть полностью или по преимуществу сведено к терминологическим различиям, представляется спорным. Носителями и посредниками этого германского арианства были Библия в переводе Вульфилы и литургия.
Некоторые из принявших арианство германских племен были настолько нетерпимы в религиозном отношении, что дело доходило до гонений на католиков; так было в Южной Галлии, в Испании и особенно тяжело и долго — в «римской» Африке (вандалы при Гейзерихе и его преемниках: истребление католиков на Пасху 484 г.; тогда в провинции Карфаген вместо 164 было только 3 католических епископа).
В 517 г. стали католиками ариане-бургунды, в 590 г. — вестготы, в 650 г. — лангобарды. У остготов и вандалов арианство погибло вместе с их государствами (из-за Юстиниана). Только тогда была устранена огромная опасность, которая, по знаменитым словам св. Иеронима, заставила стонать весь мир, удивленный победой ереси (Ingemuit totus orbis et Arianum se esse miratus).
8. Говоря об историческом феномене «арианства», мы не должны, как уже указывалось, ограничивать его арианским учением. Это было еще и всеобъемлю щее направление мысли, мощно вторгавшееся в политическую и церковно-поли тическую реальность, где с необычайной силой на протяжении столетий велся бой за христианский мир. Принципиальное значение решений Никейского собора неоценимо, но оно оттеснило арианство лишь на короткое время, а для многих христианских народов лишь поверхностно. Успешная во многом борьба против Афанасия с упорно умножавшимися бессмысленными обвинениями и искусными интригами доказывает влиятельность арианской партии. Сила арианства коренились в односторонне подчеркнутом монотеизме, что отчасти объяснимо. Ведь христианство победило именно как монотеистическая религия.
9. Арианский спор привел к возникновению целого ряда опасных мелких схизм. Прежде всего он, нарушив любовь, ослабил силу единства. С другой стороны, он несомненно привел и к укреплению организационного устройства католической Церкви. Бесконечные споры вынуждали искать ту инстанцию, которая могла бы вынести окончательное решение. В ортодоксальной (=правоверной) части Сардикского собора (343 г.) эта потребность выразилась в признании высшего судейского авторитета римского епископа. В том, что явившиеся в Сардику арианские епископы не присоединились к Собору, но заседали и выносили решения отдельно, мы видим яркое проявление церковного раскола, разделившего уже сам этот Собор.
10. а) Помимо Афанасия, три других великих учителя Церкви, подаренные ей Востоком в IV в., каппадокийцы, также были выдающимися борцами за никейскую веру против арианства. Это братья Василий Великий, епископ Кесарии († 379 г.), и Григорий, епископНисский (†ок. 394 г.) и их друг Григорий, родом из Назианза († ок. 390г.), впоследствии — патриарх Константинополя.
До служения Церкви в качестве епископов они некоторое время жили вместе в пустыне, изучая в особенности труды Оригена. Василий составил тогда монастырский устав, ставший основным для восточных монастырей. Он написал сочинение «К юношам» о правильном изучении языческой литературы. Крестился он, так же как и Амвросий, уже взрослым.
К деятельным защитникам никейской веры принадлежал также строгий аскет Епифаний, настоятель монастыря и митрополит Саламина (ок. 315_403), который, однако, был невысокого мнения о спекулятивном богословии и усматривал в философии корень всех ересей.
б) Другой великой фигурой среди богословов и церковных деятелей этой эпохи был Иоанн Хрисостом († 407 г.). Он славился своим поразительным красноречием, с которым он без устали произносил длинные (до двух часов) проповеди. Слава его проповедей побудила двор хитростью заполучить его в Константинополь в качестве патриарха. Но там проявилась твердая неустрашимость этого церковного деятеля. Те, кто хотел только наслаждаться блестящими риторическими периодами, должны были выслушивать горькие истины о своем недостойном поведении (придворные епископы) и тщеславии (императрица Евдоксия). Недоброжелательство в конце концов изгнало этого великого человека на Черное море, где он и умер как свидетель Евангелия и неотъемлемых обязанностей и прав Церкви.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, памятьСв. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Св. Тереза Иисуса, дева и учитель Церкви ПамятьСв. Тереза родилась в Авиле в 1515 г. Будучи ребёнком, мечтала о мученичестве за веру. В двадцать лет вступила в ор... |
Бенедикт XVI благословил раввина10 мая, в четверг, в 12.30, после визита к президенту Луле во дворец Bandeirantes, Папа направился в монастырь Сао Бенто, на... |
Святые, канонизированные Папой Бенедиктом XVI. СписокКанонизации, совершенные в период понтификата Бенедикта XVI 23 октября 2005 1. Иосиф Бильчевский (1860-1923) 2. Гаетано Катанозо (1879-1963) 3. Зигмунт Гораздовский (1... |