Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - История папства |
Пипин, через своего легата Фулрада, аббата Сен-Дени, дарит Папе Стефану III территории экзархата и Пентаполиса, завоеванные Аистульфом
Сразу после этого Папа пересек Большой перевал св. Бернарда и вступил во Франкское королевство. Пипин принял своего гостя в Понтионе, и там устно пообещал ему сделать всё, что в его силах, чтобы вернуть Равеннский экзархат и другие регионы, захваченные Аистульфом. Затем Папа прибыл в Сен-Дени под Парижем, где, по всей вероятности, в январе 754 года, заключил прочный дружественный союз с первым каролингским королем. Он помазал на царство короля Пипина, его жену Бертраду и двух сыновей, Карла и Карломана, и обязал франков под страхом отлучения не избирать себе более своих королей из других семей, кроме Каролингов. В то же время он присвоил Пипину и его сыновьям титул римского патриция, который носил высший представитель Византии в Италии – экзарх. Отныне, вместо экзарха, именно король франков должен был стать защитником римлян. Присвоив этот титул, Папа, по всей вероятности, действовал также в соответствии с полномочиями, данными ему византийским императором.
Однако, чтобы исполнить пожелания Папы, Пипин должен был в итоге заручиться согласием своей знати на кампанию в Италии. Оно было получено немедленно после того, как несколько посольств, пытавшихся мирным путем убедить лангобардского короля вернуть свои завоевания, вернулись, не исполнив своей миссии. Франкская знать, наконец, дала свое согласие в Кьерси-сюр-Уаз. Там же Пипин письменно оформил обещание даровать Церкви определенные территории, что стало первым документальным упоминанием Церковного Государства. Этот документ не сохранился в оригинальной версии, однако значительное количество цитат из него в последующие десятилетия указывает на его содержание, ставшее основой для изобилующего интерполяциями “Fragmentum Fantuzzianum”, датируемого 778-780 гг. В подлинном документе из Кьерси Пипин обещает Папе возвращение земель в центральной Италии, завоеванных Аистульфом, прежде всего, в экзархате и в Римском дукате, и ряд более или менее четко определенных владений в лангобардском королевстве и в герцогствах Сполето и Беневенто. Эти земли еще не находились в руках Пипина. Они еще только должны были быть завоеваны Пипином, и его дар был обусловлен этим предстоящим событием. Летом 754 года Пипин со своей армией и с Папой начал свой поход в Италию и вынудил короля Аистульфа, укрывшегося в своей столице, просить о мире. Лангобард обещал вернуть города экзархата и Пентаполиса, захваченные им недавно, прекратить дальнейшие нападения и покинуть Римский дукат и регионы Венеции и Истрии, а также признать верховную власть франков. В отношении городов экзархата и Пентаполиса, которые Аистульф обещал вернуть, Пипин составил особую дарственную грамоту для Папы. Это был первый фактический “Дар 754 года”. Однако, едва Пипин пересек Альпы, возвращаясь домой, Аистульф не только нарушил свое обещание начать подготовку по возвращению обещанных городов, но и вновь напал на Рим, подвергнув его плотной осаде. Папа морем послал гонца, призвав Пипина вновь исполнить свое обещание благосклонности. В 756 году Пипин снова выступил с армией против Аистульфа и вторично окружил его у Павии. Аистульф вновь был вынужден обещать возвратить Папе города, дарованные ему после первой войны, а в дополнение к ним еще и Коммачио и устье реки По. Однако на этот раз одного обещания показалось недостаточно. Посланники Пипина посетили различные города экзархата и Пентаполиса, потребовав и получив ключи от них и доставив высших руководителей и наиболее влиятельных людей из них в Рим. Пипин составил новую дарственную грамоту в отношении городов, передаваемых таким образом Папе, которая была возложена на гробницу св. Петра вместе с ключами от городов (”Второй дар 756 года”).
Византийское правительство, разумеется, не признало этих результатов вторжения франков. Оно надеялось посредством франков вернуть в свое подчинение регионы, отнятые ими у лангобардов. Однако Пипин предпринял военные действия не для того, чтобы послужить византийскому императору, но ради одного святого Петра, от покровительства которого он ожидал земного благоденствия и вечного спасения. Подобным образом, как короли того времени основывали монастыри и наделяли их земельными владениями, чтобы там могли возноситься о них молитвы, так и Пипин желал обеспечить Папу территориями, чтобы быть уверенным в молитвах Папы. Именно поэтому византийским послам, явившимся к нему перед вторым походом в 756 году с просьбой вернуть императору города, которые он отвоюет у лангобардов, Пипин ответил, что он начал поход ради святого Петра, а не ради императора; и потому одному только святому Петру он возвратит эти города. Таким образом Пипин создал Церковное Государство. Греки, несомненно, имели формальное право на суверенитет, но поскольку они были не в состоянии взять на себя обязательство предоставить защиту от внешних врагов, то это право стало иллюзорным. Если бы франки не произвели вторжения, эта территория перешла бы во владение лангобардов по праву завоевателей. Пипин же своим вторжением сохранил Рим с его коренным населением от рук иноземных завоевателей. Церковное Государство, в определенном смысле, стало единственным обломком Римской империи на Западе, избежавшим иноземных завоевателей. Римское население с благодарностью признало, что ему удалось избежать лангобардского сладычества лишь посредством заступничества Папы. Оно полагало, что только ради Папы Пипин решил совершить вторжение.
Результаты всего этого были весьма значительны:
- прежде всего, Папа посредством своего светского суверенитета получил гарантию своей независимости, стал свободен от уз светских властей и получил ту свободу от внешнего вмешательства, которая необходима для осуществления его верховного служения;
- папство сбросило политические узы, связывавшие его с Востоком, и вступило в новые отношения с Западом, что сделало возможным развитие новой западной цивилизации.
Последнее обстоятельство должно было приобрести особое значение в правление сына Пипина – Карла.
При Карле отношения с лангобардами вновь стали натянутыми. Адриан I сетовал, что лангобардский король Дезидерий вторгся на территорию Церковного Государства, и напомнил Карлу об обещании, сделанном в Кьерси. Поскольку Дезидерий поддерживал также претензии племянников Карла, он угрожал единству Франкского королевства, так что и в собственных интересах Карла было выступить против Дезидерия. Осенью 773 года Карл вступил в Италию и осадил Дезидерия в Павии. Пока продолжалась осада, Карл прибыл в Рим на Пасху 774 года и по просьбе Папы обновил обещания, данные в Кьерси. Вскоре после этого Дезидерий вынужден был капитулировать, и Карл сам был провозглашен королем лангобардов в этой местности. Позиция Карла по отношению к Церковному Государству отныне претерпела изменения. Вместе с титулом короля лангобардов он принял титул “Patricius Romanorum” (”Патриций римлян”), которым никогда не пользовался его отец, и усматривал в этом титуле права, которые Пипин никогда с ним не связывал. Более того, между Адрианом и Карлом возникли различия во мнениях относительно обязательств, принятых Пипином и Карлом в документе Кьерси. Адриан истолковывал их в том смысле, что Карлу следует принять гибкую концепцию “res publica Romana” и распространить дар не только на завоевания Аистульфа в экзархате и Пентаполисе, но и на более ранние завоевания лангобардов в центральной Италии, Сполето и Беневенто. Однако Карл не желал слышать о какой бы то ни было подобной интерпретации этого документа. Поскольку обе стороны старались прийти к взаимопониманию, соглашение было достигнуто в 781 году. Карл признал суверенитет Адриана над Римским дукатом и Церковным Государством, основанным посредством дарений Пипина 754-756 гг. Он составил новый документ, в котором были перечислены все регионы, где Папа признавался правителем. Возглавлял список Римский дукат (не упоминавшийся в ранних документах), за ним следовал экзархат и Пентаполис, расширенный городами, которые Дезидерий согласился вернуть в начале своего царствования (Имола, Болонья, Фаенца, Феррара, Анкона, Озимо и Умана). Далее шли владения, разделенные на несколько групп: в Сабине, в регионах Сполето и Беневенто, в Калабрии, Тоскане и на Корсике. Тем не менее, Карл, как “Патриций”, желал иметь статус высшего апелляционного судьи в уголовных делах в Церковном Государстве. В то же время, он обещал обеспечивать свободу выбора при избрании Папы и обновил дружественный союз, заключенный прежде Пипином и Стефаном II.
Соглашение между Карлом и Адрианом оставалось нерушимым. В 787 году Карл расширил Церковное Государство новыми дарениями; в его состав вошли Капуа и несколько других приграничных городов герцогства Беневенто; кроме того, по-видимому, в это же время к нему были присоединены некоторые города в Ломбардии и Тоскане; Популония, Розелле, Сована, Тосканелла, Витербо, Баньорея, Орвьето, Ференто, Орчиа, Марта и, наконец, Читта ди Кастелло. Всё это, конечно, выяснено в результате кропотливых исследований, поскольку до нас не дошло ни одного документа времен Карла или Пипина. Адриан на этих переговорах проявил себя как незаурядный политический деятель, и по справедливости считается вторым основателем Церковного Государства, наряду со Стефаном II. Его соглашения с Карлом оставались значимыми для отношений последующих Пап с каролингскими и германскими императорами. Эти отношения получили великолепное внешнее выражение в коронации Карла как императора в Риме на Рождество 800 года.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Киприан, еп. Карфагенский мч., свЖизнеописание Родился в 200-210 гг. в Карфагене (севернее Туниса, Сев. Африка) в семье богатых язычников. Сначала он был известным ри... |
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан1-2. Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере. 1. Обстоятельства настоящего времени особенно побуждают нас к следующему напоминанию: мы не должны уд... |
Dominus Iesus - Господь ИисусДекларация Слово Святого Отца Декларацией Dominus Iesus , - Господь Иисус , - особым образом одобренной мною на ве... |