Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - Святые |
Святой Архангел Михаил не случайно является одним из наиболее почитаемых небесных покровителей нашей общины. Тот путь служения Богу, который мы избрали, подразумевает активное духовное противостояние злу, и в этом нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства. Святой Михаил Архангел стал первым небесным покровителем Общества Militia Dei . К его заступничеству мы стали обращаться еще в середине 1990-х годов по совету доминиканского священника о. Людвика Вишневского.
Почитание Михаила Архангела издревле было связано с верой в торжество добра над злом. В иконографии он часто изображался как воин-защитник, покровитель народа Божьего в его борьбе за свободу. Отцы Церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14. 19; 23. 20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22. 22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19. 35). С Михаилом Архангелом связываются и другие важные библейские эпизоды. Также и в пророчествах о будущих временах мы читаем о нём как о заступнике в праведной борьбе, как земной, так и небесной. Например, в книге пророка Даниила читаем: …Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских (10. 13) И далее, в 12-ой главе: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего . Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении Св. Иоанна Богослова: И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним (12. 7, 9).
В Ветхом Завете Михаил Архангел выступает главным образом как военный покровитель избранного народа. Именно он является вестником побед над войсками язычников. Казалось бы, воинская функция Св. Михаила Архангела должна была перейти и в христианскую традицию. Однако этого не произошло. Не потому, что у древних христиан не было святых покровителей воинства — они, конечно, были, но эту роль выполняли преимущественно мученики. Воины-христиане обращались за заступничеством к святым Георгию, Теодору, Диметрию и другим. Святому же Михаилу молились о здоровье. Вероятно, это связано с тем, что Михаил Архангел воспринимался как победитель злых духов, которые считались источником болезней. Во Фригии, где в основном складывалось почитание святого Михаила, его значение как ангела-исцелителя также затмило воинский образ. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. Наиболее известен источник в местечке Херотопа, недалеко от Колосса, по легенде, сотворенный самим Архангелом, где каждый немощный, искупавшись, и воззвав к Пресвятой Троице и святому Михаилу, получал исцеление. Не менее известна другая история. Один из местных жителей, в благодарность за исцеление своей немой дочери воздвиг у источника храм в честь святого Михаила. И многие язычники, приходя туда, отрекались от идолов и обращались ко Христу. В храме долгие годы служил святой Архипп. Ревнители языческих обычаев решили уничтожить храм и погубить самого Архиппа. Для этого они соединили две горных реки в одно русло и направили их на храм. Святой Архип усердно молился Архангелу Михаилу и тогда, по его молитве, тот явился с небес, ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока. Место, где произошло чудо, получило название Хоны (современный Конас), что значит отверстие , расселина . В честь этого события 6 сентября был установлен праздник.
Также в Питии и в Константинополе святой Михаил почитался как великий небесный исцелитель. Его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской Империи. Здесь он, по преданию, явился императору Константину. Константинопольская традиция праздновать воспоминание святого Михаила Архангела 8 ноября со временем распространилась на всю Греческую Церковь, а также в Сирии, Армении и Египте и сейчас является основным праздником святого Михаила Архангела на Востоке.
Египетские христиане-копты посвятили святому Михаилу свою главную реку — Нил. Они приняли греческий праздник, но перенесли его на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви служится специальное воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда река выходит из берегов, установлен обязательный праздник в его честь и в благодарность за разлив Нила.
Праздник святого Михаила, отмечаемый в латинской традиции 29 сентября, в Средние Века считался обязательным, но, начиная с восемнадцатого века, постепенно потерял свое значение торжества. Второй по значению праздник святого Михаила Архангела в Западной Церкви связан со следующими событиями. Явление Архангела Михаила произошло 8 мая 494 года в Монте Гаргано, где была восстановлена его первоначальная слава военного покровителя. А 8 мая 663 года его заступничество, как считается, помогло ломбардийцам одержать победу над неаполитанцами. В честь этой победы был установлен праздник, который позже распространился на всю Латинскую Церковь и получил название явление святого Михаила .
С древних времен почитается святой Михаил на Руси. Согласно легенде, когда хан Батый направлялся к Новгороду, Архангел явился ему и запретил входить в город. В легенде рассказывается, что войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ святого Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: Сей возбранил мне идти на Великий Новгород . Также и в рассказах о заступничестве Богородицы за русские города, Она всегда изображается являющейся с Воинством Небесным под предводительством Архангела Михаила.
Место святого Михаила Архангела в небесной иерархии не определено. Предание Церкви говорит нам о девяти ангельских чинах, выстроенных в цепочку, согласно возложенным на них функциям. Наивысшие — Серафимы, затем — Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и, наконец, ангелы (ср. 1 Петр. 3. 22; Кол. 1. 16). Отцы Церкви, в том числе св. Василий Великий, а также такие выдающиеся богословы как Альфонс Сальмерон, Роберт Беллармин и другие ставят Архангела Михаила, в соответствии с чином, над ангелами. Также и св. Фома Аквинский в своей Сумме указывает, что Михаил — господин над последним лишь ангельским чином. Римская Литургия, следуя Греческим Отцам, называет его princeps militiae coelestis quem honorificant angelorum cives (Глава небесного воинства, которого чтят ангелы — лат.). Но есть и другая версия. Некоторые богословы, например, Бонавентура, ставят Михаила Архангела над серафимами — высшим из ангельских чинов. А гимн из мозарабского часослова возвышает его даже над двадцатью четырьмя старцами Апокалипсиса (Откр. 4. 4). В Греческой же Литургии св. Михаил именуется Архистратигом — верховным военачальником.
Так или иначе, мы видим, что почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила. По этому поводу святой Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Михаил Архангел посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия, и само его имя, в переводе с еврейского означающее кто как Бог? , говорит, что никто не может сделать того, что делает Всевышний Господь Своей волей.
Святого Михаила почитают как своего небесного заступника больные, умирающие, а также медики и водители скорой помощи . Он также является покровителем моряков, военных, полицейских и, конечно, рыцарей Церкви.
Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, в первую очередь, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что зло отнюдь не всесильно и не вечно. Ему можно и нужно противостоять, и мы верим, что в конечном итоге, оно будет окончательно побеждено.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Киприан, еп. Карфагенский мч., свЖизнеописание Родился в 200-210 гг. в Карфагене (севернее Туниса, Сев. Африка) в семье богатых язычников. Сначала он был известным ри... |
День святого Антонио17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но ос... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан1-2. Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере. 1. Обстоятельства настоящего времени особенно побуждают нас к следующему напоминанию: мы не должны уд... |
Случай Кардинала СириКак и с Папским Конклавом 1958, сохранились слухи о том что кардинал Сири получил две трети голосов требуемого для законного из... |