

Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР![]() БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
Ватикан![]() Доступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - Возникновение папства |
МОНОФЕЛИТСТВО И МОНОЭНЕРГИЗМ,течения в христианстве; согласно монофелитской доктрине, в Христе пребывает одна единая богочеловеческая воля, согласно моноэнергизму – одна единая богочеловеческая энергия. Возникли в Византийской империи в первой половине 7 в.
В результате христологической борьбы 5–6 вв. христианство раскололось на два лагеря: диофизитов, сторонников догмата о двух природах – божественной и человеческой – у Христа (Халкидонский символ веры), и монофизитов, настаивавших на наличии у Христа только одной – божественной – природы. В середине 6 в. монофизиты отделились от официальной церкви, в которой восторжествовали диофизиты (православные), и образовали самостоятельную общину. Наиболее сильные позиции они имели на востоке Империи – в Египте (копты), Сирии и Армении (яковиты).
К началу 7 в. в православных кругах усилилась тенденция к восстановлению единства христианской церкви на основе теологического компромисса с монофизитами. Эта тенденция была активно поддержана византийской императорской властью, которая в условиях обострившегося противостояния с Сасанидским Ираном нуждалась в лояльности промонофизитски настроенных восточных провинций.
В конце 610-х группа православных иерархов во главе с константинопольским патриархом Сергием (610–638) и епископами Феодором Фаранским и Киром Фасидским выдвинула доктрину моноэнергизма, соединив диофизитскую формулу «две природы Слова воплощенного» с промонофизитской формулой «одно лицо и одна энергия». Ее приняли византийский император Ираклий (610–641) и глава яковитской церкви патриарх Афанасий; она имела успех в сирийских и египетских монофизитских кругах. Однако против моноэнергизма выступили радикальные диофизиты, вдохновителем которых стал монах Софроний, избранный в 634 патриархом Иерусалима. Вспыхнувшие ожесточенные споры в церкви заставили патриарха Сергия, опасавшегося нового раскола, отказаться в своем послании 633 (Псефос) от продолжения моноэнергистской дискуссии и попытаться перевести проблему в иную плоскость: с подачи римского папы Гонория (625–638) он сформулировал доктрину одной воли у воплощенного Слова (монофелитство). В 638 Ираклий своим указом (Эктесис) официально утвердил ее как часть символа веры.
В 633–642 арабы завоевали византийские провинции Сирию, Палестину и Египет; основная масса монофизитов осталась на захваченных территориях, и поиск догматического компромисса утратил для императорской власти свою актуальность. Однако монофелитство не исчезло – в течение нескольких десятилетий его подпитывало соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за первенство в христианском мире.
Начиная с Иоанна IV (640–642), папство перестало поддерживать монофелитов и вступило в союз с православной антимонофелитской оппозицией во главе с Максимом Исповедником, оплотом которой стала Карфагенская церковь. Папство апеллировало к строгому пониманию диофизитской христологии и заявляло, что признание одной воли у Христа равнозначно отказу от догмата «двух природ». В 646 римский папа Феодор I (642–649) разорвал общение с Константинопольской церковью и объявил патриарха Павла II (641–653), сторонника монофелитов, низложенным. Павел и новый византийский император Констант II (641–668) сделали попытку остановить спор; императорский эдикт 648 (Типос) запретил обсуждение вопроса о волях Христа. Однако папство в лице непримиримого Мартина I (649–654), стремясь утвердить себя как высшего судью по вопросам веры, добилось на поместном Латеранском соборе 649 в Риме открытого осуждения Эктесиса и Типоса и подвергло анафеме всех вождей монофелитов – как покойных, так и здравствующих. В ответ Констант II подверг репрессиям Мартина I и Максима Исповедника и заставил нового римского папу Виталиана (657–672) восстановить общение с Константинополем. Тем не менее после смерти Виталиана в 672 отношения Римской и Константинопольских церквей вновь прервались. Однако ухудшение внешнеполитического положения Византии (агрессия славян и арабов) вынудили императорскую власть пойти на уступки папству: император Константин IV (668–685) созвал в Константинополе Шестой вселенский собор (680–681), который осудил моноэнергизм и монофелитство и утвердил доктрину о двух энергиях и двух волях в Христе.
Радикальные монофелиты создали независимую маронитскую церковь (по имени антиохийского патриарха монофелита Иоанна Марона). В 1182 марониты вступили в унию с римско-католической церковью. Маронитские общины существуют и поныне, в основном в Ливане, Сирии и Ираке.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Кратко о жизни Св. Патрика![]() Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний (“Исповедь”, “Письмо к Ко... |
Св. Гигин [Hyginus]![]() Личность Согласно «Книге пап» (Liber Pontificalis) Гигин по происхождению грек из Афин. Предположение о том, что он был философом, возможно, основывается на... |
Св. Карл Борромео, епископ, память![]() Св. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ![]() «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Древняя Библия на арамейском языке найдена на Кипре![]() В восточной части Кипра обнаружен древний отрывок из Библии, написанный на восточно-арамейском языке. Именно на этом диалекте, как многие считают, го... |
Что за печатку носит каждый Папа Римский на безымянном пал![]() Кольцо рыбака (лат. anulus piscatoris, также именуется папское кольцо и кольцо св. Петра) — атрибут облачения римских пап, наряду с ти... |