

Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР![]() БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
Ватикан![]() Доступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - История Христианской Церкви |
Христианский запад только на первых порах после падения Константинополя заявил было восточным христианам сочувствие попытками поднять против турок крестовый поход. Когда же попытка эта не удалась, зап. Христиане как бы забыли о страданиях вост. Христиан. Они сочли за лучшее воспользоваться их бедственной участью для достижения своих целей — внедрению между ними латинства и протестантства. Россия же всегда оказывала единоверцам всякого рода помощь. Еще патр. Геннадий Схоларий просил св. митр. Иону о помощи и утешении. По просьбе святителя, вел. кн. Василий 2-ой отправил патриарху с послом пожертвование. Св. Иона писал ему, что обещает “ради Христовой любви присылать и впредь, что у него найдется.” В княжение вел. кн. Иоанна 3-го (1462-1505) иерусалимский патриарх присылал за милостыней “для искупления гроба Господня от неверных.” По этому случаю митр. Московский Феодосий отправил (в 1464 г). замечательное послание к новгородцам и псковичам, в котором убеждал всех подать милостыню протосинкеллу Иосифу. Последний вернулся со значительными дарами. В это княжение были и другие подобные сношение с Востоком. Вел. кн. Василий 3-ий (1505-33), вскоре по вступлении на престол, сделал значительные пожертвования афонским монастырям. Афонские монахи прислали ему в 1509 г. благодарственные грамоты, называя его своим кормильцем и ктитором. Также, прибывшие вскоре за милостыней для монастырей, сербы говорили, что не имеют другого ктитора, кроме православного государя Василия Ивановича. Вел. князь благосклонно принял афонцев и сербов и снова послал с ними богатые дары. В 1515 г. Василий 3й дал афонским монастырям жалованную грамоту на свободный приезд их иноков в Россию для сбора милостыни. После этого афонские старцы постоянно посещали Россию и повсеместно производили сборы. Можно сказать без преувеличения, что афонские монастыри с того времени поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских. В 1516 г. щедрая помощь была оказана константинопольскому патриарху Феолепту 3-му. На Синай, по просьбе оттуда, была послана вещами, соболями, белками, лисицами и рыбьем зубом на 600 золотых.
Царь Иоанн 4й Грозный (1533-84) рассылал свои пожертвования по всему Востоку с истинно царской щедростью. Все четыре патриарха пользовались милостыней царя, присылали ему грамоты, благодарили за дары и просили вновь о помощи. Как дороги были для Востока милости царя, видно из того, что константинопольский патриарх в одной из своих грамот называл Иоанна 4-го ктитором патриархии. Позднее Александрийский патриарх писал царю Феодору Иоанновичу, что если бы его отец не присылал милостыни, его патриархия разорилась бы до конца.
В царствование Иоанна 4-го, старцы восточных монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от царя, производили сборы по России и возвращались с большим запасом средств. Особенно благоволил Грозный к афонским монастырям. Он хлопотал за них перед султаном Солиманом 1-ым, прося в 1551 г. об облегчении дани с афонских монастырей. Особенно замечательна последняя милостыня Иоанна 4 го — на помин души царевиче Иоанна роздано было царскими посланными на Афоне и в Константинополе и его окрестностях до 6000 руб.
Царь Федор Иоаннович (1584-89) так же был щедр на милостыню, как его отец. Не говоря о множестве монахов, приходивших при нем с Востока а милостыней, в его царствование посетили Россию патриархи Антиохийский Иоаким (1586 г). и константинопольский Иеремия 2-ой (1588-89). С патр. Иеремией царь послал дружелюбную грамоту к султану Мураду 3-му, в которой просил о благосклонном отношении к подателю ее. Кроме того, царь и непосредственно слал дары на Восток через проходивших монахов или через своих чиновников, купцов, напр., известного Коробейникова. После ограбления Мурадом 3-им, константинопольская патриархия устроилась единственно благодаря щедрости царя. Царь Борис Годунов (1598-1605) также много благотворил Востоку. Иерусалимскому патриарху было однажды послано более двух тысяч золотых, кроме церковных одежды и сосудов. При царе Михаила Федоровиче (1613-45) приезжал в Россию иерусалимский патриарх Феофан и возвратился с большими дарами. В это царствование монахи восточных монастырей не только делали сборы в России, но и начали поселяться в России. При царе Алексее Михайловиче (1645-76) Россию посетили четыре патриарха и очень многие восточные митрополиты, монахи и простые миряне. Все они возвращались с большими пожертвованиям. Сокровищница царя Алексея была неистощима для милостыни; весь Восток понимал это и спешил воспользоваться ей.
В дальнейшем приезды в Россию за милостыней высших церковных иерархов сократились. Тем не менее благотворительность восточным христианам продолжалась в значительных размерах. В 18 и 19 веках приезжали уполномоченные от восточных церквей и монастырей и производили сборы на всем пространстве России. С разрешения правительства восточные иноки основывали свои монастыри, подворья, часовни, приобретали для них земли, дома, лавки и т.п. Доходы от всего этого посылались на Восток. Отдельные люди и правительство отправляли сами свои пожертвования, значительные суммы, т.н. милостынные дачи. Св. Синод разрешал уполномоченным производить сборы пожертвований, разрешения давались монастырям на определенный срок. Во всех церквах России были кружки для сбора пожертвований “в пользу Гроба Господня” и для помощи православным в Палестине. На тот же предмет принимались пожертвования в местах духовного ведомства, в редакциях духовных журналов и газет. В случаях особых бедствий восточных христиан составлялись особые комитеты и сборы выражались в больших суммах. Сверх того, Синод ежегодно отпускал суммы на содержание духовных учебных заведений на Востоке, посылал бедным приходам облачения, сосуды, а в славянские страны богослужебные книги и пр.
При таких постоянных заботах со стороны России бедственная участь христиан значительно облегчалась, что они сами свидетельствовали. Но русские деньги они строили новые церкви, поправляли старые, возобновляли монастыри, заводили училища, устраивали больницы, выкупали христиан из рабства, патриархи платили долги, откупались от турок и т.п.
Кроме материальной помощи, Россия для облегчения участи вост. христиан пользовалась своим все возрастающим политическим влиянием. Русские послы в Константинополе всегда являлись покровителями христиан. Все новые государства с христианским населением, образовавшиеся из областей разрушавшейся турецкой империи, обязаны своим существованием России. В 1804 г. сербы, восставшие под водительством Кара Георгия, были поддержаны Россией, которая с 1806 г. начала войну с Турцией. В 1809 г. народное собрание сербов постановило отдаться под покровительство России. На основании русско-турецкого мира в Бухаресте (1812 г.), Сербия получила автономию. Война России с Турцией 1876-78 г. велась за освобождение Болгарии. На основании договора в Сан-Стефано (измененного к худшему на Берлинском конгрессе 1878 г.), полную независимость получили Румыния, Сербия, Черногория. Болгария и Восточная Румелия получили автономные права. В 1885 г. они соединились и стали самостоятельными.
Крымская кампания 1853-56 гг. — начата была из за того, что имп. Николай 1-ый отстаивал перед турками права православных в Палестине. Турецкое правительство, по настоянию Франции, отняло у греческого духовенства ключи от Вифлеемского храма и передало католикам. После отказа султана отменить свое решение, император ввел свои войска в автономные тогда княжества Молдавию и Валахию (Румынию) пока не будет исполнено его требование. Турция, Франция, Англия и позже Сардиния объявили войну России. Австрия держала себя враждебно и это заставляло держать войска на ее границе. До самого последнего времени императорская Россия отстаивала права православного населения Турции и широко помогала Церквам на Востоке.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
А Петр...?![]() Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит от Христа прозвище Кифа (т. е. скала, по- латыни - ... |
Георгий Флоровский. Святой Поликарп Смирнский![]() Из лекций по патрологии, черновик. 1. Из жизни святого Поликарпа мы знаем только несколько отдельных эпизодов. Год его рождения приблизительно мо... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, Память![]() Св. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Св. Карл Борромео, епископ, память![]() Св. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Со... |
Папа Римский почтил память жертв Голодомора![]() Папа Римский Бенедикт XVI во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра в Ватикане почтил память жертв Голодомора в Ук... |
Тот, кто встречает Христа, встречает иудаизм Речь Папы Бен![]() Уважаемые авторитеты иудаизма, уважаемые дамы и господа, позвольте зачитать обращение, о котором все тут уже наслышаны, и, так сказать, оказаться в ... |