Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОРБАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
ВатиканДоступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - Католическая церковь |
Родина Русинской Католической Церкви находится на западе Украины в юго-западной части Карпат. В прошлом эту землю называли Карпато-Украиной, Карпатороссией, Прикарпатьем, Закарпатьем. Хотя понятие русинский раньше понималось расширительно, то есть относилось и к украинцам, и к белорусам, и к словакам, ныне церковные власти используют его в более узком смысле - для обозначения определенной греко-католической Церкви. Русины-католики этнически близки к украинцам и говорят на одном из диалектов украинского языка. Родина русинов простирается от Закарпатья до северной Словакии и Лемковщины на юго-востоке Польши.
В IX веке большая часть этой земли оказалась под властью католической Венгрии, которая гораздо позже развернула миссионерскую деятельность среди православного населения, включая русинов. Эта деятельность завершилась принятием 24 апреля 1646 года в Ужгороде 63 священников-русинов в Католическую Церковь. Ужгородская уния охватила православное население в нынешней восточной Словакии. В 1664 году была заключена уния в Мукачево, вовлекшая православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог. В 1713 году была заключена третья уния относительно православных в нынешнем уезде Марамуреш (Румыния) к востоку от Мукачево. Через 100 лет после Ужгородской унии Православная Церковь в этом крае практически исчезла.
С давних пор вопрос о том, кому будет подчиняться Русинская Католическая Церковь, вызывал конфликты. Несмотря на желание русинов-католиков иметь собственное церковное устройство, русинский епископ Мукачевский более столетия играл ритуальную роль викария латинского епископа Эгерского, а русинские священники сослужили католическим в латинских приходах. В 1771 году проблема была закрыта папой КлементомХII, который по просьбе императрицы Марии-Терезы учредил русинскую Мукачевскую епархию, подчиняющуюся примасу Венгрии. В 1778 году в Ужгороде открыли семинарию для русинов-католиков.
После Первой мировой войны Закарпатье стало частью Чехословацкой республики. У Церкви имелось две епархии - в Мукачево и Прешове. В 1920-х годах группа русинов-католиков возвратилась в Православную Церковь (см. III. A. 14. Православная Церковь в Чешской и Словацкой республиках), однако этническое самоопределение русинов неразрывно связано с Русинской Католической Церковью.
В конце Второй мировой войны Закарпатье, включая Ужгород и Мукачево, было аннексировано Советским Союзом и стало частью УССР, но Прешов остался в Чехословакии (см. IV. D. 8. Словацкая Католическая Церковь). Вскоре советские власти обрушились на Русинскую Церковь с жестокими гонениями. В 1946 году была закрыта Ужгородская семинария, а в 1949 году Русинская Католическая Церковь была поглощена Русской Православной Церковью. Русины в Чехословакии были насильно присоединены к православию, а те, кто жил в Польше в Лемковщине, были в 1947 году депортированы либо в Советский Союз, либо в другие части Польши. Во всех трех странах старались искоренить русинов как этнос: их объявляли то украинцами, то православными.
Распад коммунизма в этом регионе имел важные последствия для русинов-католиков. Перемены начались в середине 1980-х годов в Польше, где русины Лемковщины открыто заявили о себе, отстаивая свои права и официальное признание. В ноябре 1989 года заметно сократившееся в числе русинское меньшинство в Чехословакии стало добиваться признания, в первую очередь - в Словацкой Греко-католической епархии Прешова. 16 января 1991 года Рим подтвердил, что два епископа и два викария, ранее действовавшие в подполье, являются официальными епископами Русинской Католической Церкви в Мукачевской епархии. К 1997 году в епархии имелось 264 прихода и 140 священников. В 1995 году в Ужгороде вновь открылась Духовная семинария.
У русинов-католиков так и осталась нерешенной проблема их отношений с многочисленной Украинской Католической Церковью. Впервые в истории Мукачевская епархия открыто существует в одной стране с Украинской Католической Церковью. Несмотря на то, что русины не являются ее частью и подчиняются непосредственно Риму, русинские епископы присутствовали недавно на синодах Украинской Католической Церкви. При этом Мукачевский епископ дал ясно понять, что он - противник слияния своей Церкви с Украинской и желает сохранить этнические и религиозные особенности русинского народа.
В 1996 году папа Иоанн Павел II учредил апостолический Экзархат для католиков византийского обряда в Чешской Республике и назначил его первым епископом отца Ивана Лявинца, синкелла Прешовской Словацкой католической епархии. Одна из причин возникновения этой юрисдикции, официально признанной принадлежащей русинскому обряду, - необходимость уладить ситуацию с женатыми латинскими священниками, тайно рукоположенными при коммунистическом режиме. 60 таких священников были приняты Церковью, но им дозволялось лишь сослужить диаконами в латинском богослужении. В 1997 году 18 из них были подтверждены епископом Лявинцем как греко-католические священники. В Чешской Республике насчитывается около 40 000 католиков восточного обряда.
В конце XIX-начале XX века многие русины-католики иммигрировали в Северную Америку. В 1929 году из-за напряженных отношений с латинской иерархией, которая требовала от священников безбрачия, многие русины-католики вернулись в Православную Церковь. В 1982 году из 690 000 русинов, перебравшихся в США и их потомков, 225 000 принадлежали к русинам-католикам, 95 000 - к Карпаторосской Православной епархии (см. III. C. 1. Американская Карпаторосская Греко-католическая Епархия), 250 000 - к Православной Церкви в Америке (см. III. A. 15), 20 000 посещали приходы под юрисдикцией Московского патриархата, 100 000 принадлежали различным православным, украино-католическим, румыно-католическим и протестантским деноминациям. В настоящее время русины в США образуют отдельную церковную структуру с 4 епархиями, 243 приходами и 170 000 верующими. Митрополичью архиепископию Питгсбурга возглавляет архиепископ Джадсон Процик. Эта Церковь называется византо-католической, В подтверждение ее американского характера литургия в ней служится, в основном, на английском языке. Кандидаты в священники получают образование в Пит-тсбургской семинарии Свв. Кирилла и Мефодия. В 1998 году русинский митрополит Питтсбурга обнародовал новый устав, согласно которому брак не препятствует вступлению во священннический сан. Новый устав вступал в силу 1 сентября 1998 года, но по просьбе Рима срок был перенесен.
В других странах (Австралия, Великобритания и Канада) русинов-католиков не отличают от украинских католиков.
Итак, существуют три русино-католические юрисдикции: 1) Русинская Византо-Католическая митрополия в США, митрополичья Церковь sui juris, 2) Мукачевская епархия на Украине, непосредственно подчиненная Риму, 3) Апостолический Экзархат в Чешской Республике. Отношения между ними еще не прояснились. Ниже Мукачев-ский епископ указан главой Церкви, но в действительности он не имеет власти над двумя другими юрисдикциями. Приведенная численность - общее число верующих всех трех юрисдикции.
Местонахождение: Украина, США, Чешская Республика
Глава: Епископ Иван Семедий
Титул: Мукачевский епископ византийцев
Резиденция: Ужгород (Украина)
Численность: 533 000
Читайте: |
---|
Христианские святые:
А Петр...?Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит от Христа прозвище Кифа (т. е. скала, по- латыни - ... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Жанна: падший ангел или святая ведьма? Шесть легенд вок1431-й год. Место действия — Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Ст... |
Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви, ПамятьСв. Амвросий был управляющим Северной Италией и затем епископом Медиолана. Будучи только катехуменом, был избран епископом Медиолана. 30 ноября 374 г... |
Запрещенные инквизицией книгиМы уже неоднократно упоминали о наличии в арсенале инквизиции такого мощного оружия для борьбы с противниками церкви, каким являлся на протяж... |
ВЕРХОВНЫЙ ОРДЕН ХРИСТА (Militia Domini Nostri Iesu Christi)Это высший из существующих папских рыцарских орденов. Он имеет общую историю с португальским Военным орденом Христа. Он был основан 14 ав... |